Цели. Формирование представлений об
одновременном сохранении и изменении признаков объекта. Развитие
диалектических мыслительных действий превращение, объединение.
Методические рекомендации. Ребенок, исполняя роль сверстника, применяет диалектическое действие превращение (я
становится «не я»). В ходе обсуждения исполнения детьми ролей других
ребят педагог старается уравновесить обе противоположные точки зрения:
актер это и «я», и «не я». Дети применяют мыслительное диалектическое
действие объединение, поскольку исполнение роли объединяет противоположности.
Методика проведения.
Педагог предлагает детям назвать
отличительные признаки разных животных (слон, медведь, заяц, лиса и
т. д.), не только внешние, но и черты характера, например: «Чем слон
отличается от других животных?» (Большой, уши большие, машет ими, хобот длинный и т. д.) Обычно дети интересуются животными, любят их разглядывать и с удовольствием рассказывают о них.
Далее воспитатель предлагает детям
изобразить тех животных, которых они описывали (по желанию). Можно
использовать некоторые детали костюмов (хвосты, рога и т. д.).
Воспитатель задает проблемный вопрос:
«Как вы думаете, в этой роли Ваня стал медведем? Или он вел себя как в
обычной повседневной жизни?»
Если дети говорят, что он остался
Ваней, то педагог приводит довод: но ведь он рычал и топал, как медведь.
Если дети говорят, что Ваня стал медведем, то воспитатель отвечает:
медведь намного сильнее, больше, страшнее и ходит по-другому. Дети
приходят к выводу, что, играя роль, они выполняют некоторые действия как
«другой» (персонаж, которого изображают), а некоторые действия —
оставаясь собой. Педагог предлагает представить, что Ваню нарядили в
шкуру медведя: «Неужели Ваня станет медведем и ничего от Вани не
останется?» Дети скажут, что, когда он снимет костюм, все увидят
настоящего Ваню. Некоторые ребята добавят, что даже в костюме будут
заметны Ванины черты (голос, походка). По аналогии можно разыгрывать
роли сказочных персонажей, представителей разных профессий (воспитатель,
нянечка и т. д.), исходя из возможностей и желаний детей.
Обсуждая противоположности, объясняя,
например, почему это Ваня или почему это медведь, некоторые дети
применяют диалектическое мыслительное действие объединение,
говоря: «Это и Ваня и медведь одновременно». Педагог просит их объяснить
свое мнение. Даже если диалектического решения не возникло, педагог
предлагает следующее задание: «Давайте попробуем сыграть сценку про
детей из нашей группы».
Воспитатель предлагает двоим ребятам по
желанию сыграть роли друг друга. Дети при этом могут обменяться
какими-нибудь деталями одежды. Для начала можно предложить им
воспроизвести какой-либо характерный эпизод из жизни другого, конкретно
названный и описанный перед этим, или часто повторяющийся момент режима
дня, взаимоотношений между детьми. Лучше в первый раз выбрать детей с
явно различающимся поведением, например, Дима кушает с аппетитом и
радуется, когда на полдник творожная запеканка, а Саша всегда с трудом
доедает свою порцию, а особенно не любит именно творожную запеканку.
Дети должны в игре называть себя не настоящими именами, а согласно
принятой роли.
После того как ребята сыграют свои
роли, педагог обсуждает с детьми, сумели ли «актеры» показать «другого»
человека или же вели себя так же, как в обычной жизни.
Педагог задает проблемный вопрос : «В этой роли Дима стал Сашей? Или вел себя как в обычной жизни?»
Если дети говорят, что он остался
Димой, то педагог приводит довод: глядя на него, сразу вспоминается
Саша, который ужасно не любит запеканку. Если дети говорят, что Дима
стал Сашей, то педагог отвечает: Саша не так быстро ест и совсем не
радуется при виде еды, да и ест он левой рукой. Дети приходят к выводу,
что, играя роль другого, они выполняют некоторые действия как «другой», а
некоторые, как сами по себе в обычной обстановке. Тем самым дети
применяют мыслительное диалектическое действие объединение, ведь исполнение роли объединяет противоположности.
Далее педагог привлекает других ребят,
усложняет сюжеты «спектаклей», проводит игру с большим количеством
непосредственных участников, задает только тему или общую канву сюжета.
Если игра вызывает у детей интерес и удается с организационной точки
зрения, то желательно провести ее несколько раз, фиксируя с детьми
каждый раз, что в игре, играя роль, ребенок и тот же самый и другой.
В заключение педагог благодарит всех актеров за сыгранные сценки аплодисментами.
На прогулке можно предложить детям
продолжить обсуждение в ходе игры «Я — другой». Один ребенок изображает
загаданное существо или предмет (назвав его на ухо педагогу), а другие
дети отгадывают, что он задумал.
Педагог может подсказать ребенку, как
лучше изобразить задуманное существо. Если дети долго не могут угадать,
воспитатель делает уточняющие подсказки.
Далее проходит обсуждение: кто же это
был на самом деле: Петя или действительно динозавр. Дети могут применить
диалектическое мыслительное действие объединение, говоря, например, что это и Петя и динозавр, и приводят доказательства.
Домашнее задание для родителей. Разыграйте
дома по очереди разные роли: ребенок изображает какого-то члена семьи, а
взрослый — роль ребенка или домашнего животного. Важно обсудить роли,
например, стал ли ребенок папой или вел себя как в обычной жизни и т. д. |