Цели. Формирование представлений о
сохранении существенных признаков объекта при изменении внешних деталей.
Развитие диалектического мыслительного действия объединение.
Материалы. Картинки с изображением древних людей (например, неандертальца, питекантропа, синантропа).
Методические рекомендации. При
подаче нового, интересного и удивительного для многих детей материала
важно не забыть об основных задачах. Главное — удерживая
противоположности, находя доказательства для каждой, применить
диалектическое мыслительное действие объединение, прийти к выводу, что древний человек — это и человек, и не человек.
Методика проведения.
Педагог рассматривает с детьми картинки
с изображением древних людей. После краткого рассказа о жизни древних
людей педагог спрашивает: «Чем древние люди отличались от современных по
внешнему виду, образу жизни, питанию?»
Педагог дополняет ответы детей и задает
проблемный вопрос: «Почему мы называем древних людей людьми, а не
обезьянами или как-то иначе? Древний человек — это человек или не
человек, а какое-то другое существо?»
Дети отвечают на вопрос, пытаясь
обосновать различия и сходство современных людей и древних. Используя
термин «древний человек», дети попеременно делают ударение то на первом
слове, то на втором, выделяя то отличия от современного человека, то
сходство с ним.
Если ребята говорят, что это не
человек, а другое существо (лохматый, в шкуре и с копьем), педагог
помогает им обнаружить черты сходства с современным человеком — ходит на
ногах, разводит костер, охотится с оружием, рисует на стенах пещеры.
Взрослый стимулирует появление все новых доказательств. Хорошо, если в
ходе беседы дети обнаружат существенные характеристики человека —
способность действовать при помощи орудий, создавать предметы и знаки
(рисунки) и пр. Например: «Смотрите, он ходит на двух ногах, как
человек. На этой картинке у него каменный топор. А ни у кого из животных
нет топора, хоть бы и каменного».
Если дети говорят, что это человек,
только древний, педагог предлагает выяснить, чем отличается древний
человек от современного (не жил в домах и пр.).
Дети сомневаются, переходят от одной точки зрения к противоположной.
Снова звучит проблемный вопрос : «Так все-таки это человек или кто-то другой?»
Важно, чтобы дети как можно дольше удерживали противоположные мнения. Возможно, некоторые дети скажут, применив действие объединение, что это и человек и не человек.
Домашнее задание для родителей.
Обсудите с ребенком картинку с изображением древнего человека (или снежного человека): «Это человек или кто-то другой?». |