Цели. Формирование представлений о
неразличимости движения и покоя в некоторых ситуациях. Развитие
диалектического мыслительного действия объединение.
Материалы. Игрушечная железная дорога с поездом, макеты деревьев; цветок в горшке.
Методические рекомендации. Перед
проведением занятия важно вместе с детьми посадить проросшее семя
фасоли в горшок. Когда ростки прорастут, следует обратить внимание детей
на то, какие они маленькие, и попросить запомнить их размер. В
дальнейшем следует продолжать наблюдать движение ростка вверх, каждый
день отмечая его «рост» фломастером на воткнутой в землю рейке без
делений. Обсуждая очень медленное и очень быстрое движение, которое
одинаково трудно заметить, хотя движение происходит, дети применяют
действие объединение: например, цветок в горшке одновременно движется и не движется.
Методика проведения.
Педагог спрашивает у детей: «Как вы думаете, что движется быстрее всего?»
Дети дают ответы, исходя из предыдущих обсуждений, вспоминают, что очень быстро движутся кометы и т. д. Педагог задает проблемный вопрос :
«А сможем ли мы понять, что эти объекты движутся, если будем смотреть
на них непродолжительное время? Например, быстро посмотрим на мчащуюся
машину и отвернемся».
Педагог просит ребят, отвечая,
объяснять свою точку зрения. Если дети отвечают: «Сможем увидеть»,
воспитатель говорит: «Я посмотрел быстро и увидел только всю машину, без
движения». Если дети говорят: «Не сможем увидеть, потому что быстро
посмотрели», то педагог говорит: «Но потом-то машина исчезла, значит,
уехала».
Далее педагог достает игрушечную
железную дорогу с поездом, закрывает от детей путь поезда игрушечными
деревьями и говорит: «Помните, вы перечисляли, что движется очень быстро
— мотоцикл, самолет, гоночная машина. Перед вами поезд. Давайте
представим, что мы находимся в лесу, стоим, ждем электричку. Как мы
узнаем, что электричка движется?»
Кто-то из детей скажет, что ее можно услышать — электричка гудит.
— А еще как мы узнаем, что электричка
движется? Правильно, по свету фар. Где-то далеко что-то засветилось и
загудело, и мы сразу узнали, что это едет поезд».
Педагог запускает поезд так, чтобы он
ехал очень быстро — дети лишь видят, как «что-то мелькает» за
деревьями, — и спрашивает: «Вы видели движение поезда?»
Дети высказывают свое мнение, например: «Да, мы слышали поезд. Видели, как он сюда поехал. Нет, не видели».
Педагог продолжает: «Так если было движение, как вы узнали, что поезд ехал?» (По шуму. Что-то мелькнуло за деревьями.)
В ходе обсуждения дети могут прийти к диалектическому решению (применяя действие объединение ):
увидеть очень быстрое движение трудно, однако, хотя мы не видим
движения, но обязательно узнаем об этом, ведь поезд уже уехал. Даже если
диалектический ответ не возник, а дискуссия уже затихла, педагог задает
следующий вопрос: «Что движется медленнее всего?»
Дети обычно называют медленно
передвигающихся животных (черепаха, улитка и др.). Педагог просит детей
объяснить, почему эти животные самые медленные. Иногда дети предлагают
менее очевидные ответы: облака, река, сугроб. Все идеи стоит обсудить и
предложить ребятам вспомнить то, что движется еще медленнее. Важно
поддерживать удачные идеи: «Да, Земля поворачивается вокруг своей оси, а
мы даже не чувствуем движения. А Аня говорит, что самое медленное
дерево, потому что оно сначала вырастает и растет долго».
Педагог обращает внимание детей на
ростки в горшке, спрашивает: «Двигаются наши ростки или не двигаются? Вы
считаете, что ростки неподвижны? А если завтра мы посмотрим на ростки,
они будут такими же? Правильно, нет. Как это можно определить?»
В случае затруднений педагог помогает детям: «Как можно измерить рост? (Линейкой.) У
меня есть карандаш и линейка. Что нужно сделать? Воткнем карандаш в
землю. Измерим самый большой росток, отметим его высоту фломастером,
подпишем „1-й день" и будем наблюдать, что произойдет дальше».
Наблюдения стоит сделать постоянными:
измерять ростки в течение дня, например, утром и после полдника, чтобы
дети увидели, что рост происходит не только ночью, а постоянно.
Далее педагог повторяет проблемный вопрос занятия: «Так можно ли увидеть очень медленное движение?»
Если дети говорят, что увидеть
медленное движение можно, если долго наблюдать, то педагог спрашивает:
«А разве мы видели, как цветок двигался вверх, хотя вчера он был совсем
маленький?»
Если дети говорят, что увидеть
медленное движение нельзя, педагог говорит: «Но ведь через некоторое
время мы обязательно увидим, как цветок вырос».
Кто-то из ребят может сказать, что
можно увидеть рост цветка с помощью микроскопа. Некоторые дети придут к
решению, что цветок одновременно и движется и не движется, применив
действие объединение.
Далее можно предложить детям схожий по
проблематике вопрос о комете, которая, как известно, очень быстро
движется, но летит она очень далеко, и мы видим только точку в небе.
Педагог задает проблемный вопрос: «Движется или не движется комета
далеко в небе?». Обсуждение развивается по описанной выше схеме.
В заключение воспитатель повторяет проблемный вопрос : «Можем ли мы увидеть очень быстрое и очень медленное движение?»
Кто-то из детей придет к выводу, что
очень быстрое и очень медленное движение увидеть нельзя; кто-то добавит,
что такое движение можно увидеть по косвенным признакам (свет, звук и
т. д.). Некоторые ребята, несмотря на проведенную беседу, скажут, что,
конечно, можно. Стоит попробовать предложить им обменяться точками
зрения, отстоять свою позицию и выяснить, будут ли они приводить
аргументы, освоенные в ходе занятия.
Отдельно можно остановиться на таком вопросе: «А можно увидеть, как дети растут?»
Хорошо, если ребята смогут перенести
способы рассуждения на новую ситуацию и сказать, что рост детей и виден
(потому что приходится покупать новую одежду и пр.) и не виден. Но
вполне может прозвучать и распространенная среди детей (не без помощи
взрослых) ошибочная версия: мы растем по ночам или ежегодно в день
рождения. Тогда педагогу стоит вернуться к тем же аргументам, которые
звучали, когда обсуждался рост цветка.
Домашнее задание для родителей. Посадите
дома семечко и наблюдайте с ребенком за его ростом каждый день, отмечая
«движение вверх» на палочке (или линейке). Важно, чтобы ребенок получил
опыт наблюдения за объектом в развитии (мы не видим, как фасоль растет,
но утром и вечером замечаем, что она выросла). |