Цели. Формирование представлений о единстве движения и покоя. Развитие диалектического мыслительного действия опосредствование.
Методические рекомендации. Главная
задача педагога — организовать дискуссию, побуждая детей доказывать
различные версии. Важно как можно дольше рассматривать противоположные
точки зрения, «раскачивать» противоречие ситуации, сделать возможным
применение диалектического действия опосредствования. В ходе
дискуссии педагог просит детей оценить мнение кого-либо из ребят. Делать
это следует очень аккуратно, исключая удар по самооценке ребенка в ходе
обзора ответов. Детей неуверенных, стеснительных надо обязательно
хвалить за высказанное мнение.
Методика проведения.
Педагог напоминает детям, что недавно
они беседовали о том, что иногда очень трудно определить, движется
предмет или нет. Затем задает проблемный вопрос : «Что одновременно и движется и не движется?»
Дети предлагают варианты ответов, а
педагог обращает их внимание на то, что, согласно заданному вопросу,
движение и его отсутствие должны происходить одновременно у одного и
того же объекта. Чаще всего дети называют предметы, которые иногда
движутся, а иногда — нет, например камень. Педагог уточняет: «Почему ты
наз вал камень?» Ребенок поясняет: «Потому что его может смыть волна, а
сам камень лежит и лежит».
Воспитатель продолжает: «Хорошо, но
получается, что камень лежит без движения, находится в покое, а когда
бушует шторм, он приходит в движение. Получается, что это происходит не в
одно и то же время, не одновременно. А что одновременно не движется и
движется?»
Дети дают разнообразные ответы,
большинство из которых не отвечает условиям диалектической задачи.
Ребята могут называть два объекта, один из которых движется, а другой не
движется, или части объекта, одни из которых движутся, а другие нет.
Педагог обращает на это внимание детей: «Коля сказал, что кошка сидит и
умывается. Да, кошка сама не движется, а лапка у нее движется. Значит,
часть кошки движется. А какой один предмет весь и движется и не
движется?»
Другие ответы, не отвечающие условиям
диалектической задачи, характеризуются разведением называемого объекта
во времени, например: «Велосипед. Если крутят педали, он движется, если
не крутят, не движется».
Педагог помогает детям отвечать, соблюдая условия диалектической задачи.
Приведем пример реальной дискуссии.
Ребенок дает ответ: «Трава. Она не двигается, но когда дует ветер, шевелится».
Педагог спрашивает: «Все согласны? В
одну минуту ветер дует — трава движется. А в другую минуту ветра нет — и
она не движется. А что движется и не движется в одно и то же время?»
В ходе дискуссии дети могут дать
ответы, разрешающие противоречие. Педагог акцентирует внимание на таких
ответах и просит их авторов объяснить свое мнение. Например: «Сережа
предложил очень интересный ответ — корабль в море. Представьте, море
очень большое. Далеко в море мы видим точку, похожую на кораблик. Как вы
думаете, она движется или не движется? (Движется.) Мы знаем, что
корабль плывет, но разве мы видим движение? Получается, корабль
движется и одновременно не движется, потому что мы это движение не
замечаем».
Если кто-то из ребят самостоятельно дает диалектический ответ, педагог обязательно просит его объяснить, почему он так решил.
Хорошо, если прозвучат примеры,
обсуждавшиеся на предыдущих занятиях (движение планет, рост цветка или
ребенка). Важно и то, как дети объясняют свои ответы. Один и тот же
ответ может быть диалектическим решением задачи или являться ошибочным, в
зависимости от объяснения ребенка.
Дети дают различные диалектические ответы, используя действие опосредствование,
например: «ветер движется, но мы не видим этого, только листья на
деревьях качаются» или «облака в небе не движутся, но на самом деле они
движутся, только очень медленно».
Домашнее задание для родителей.
Предложите ребенку найти дома объекты,
которые одновременно движутся и не движутся (цветок в горшке, часовая
стрелка и др.). Важно, чтобы ребенок сумел объяснить свое решение. |