Цели. Формирование представлений об
имени как знаке сохранения существенного в объекте. Развитие
диалектического мыслительного действия объединение.
Материалы. Рисунки детей на тему «Я — взрослый».
Методические рекомендации. Важно
помочь детям пережить единство противоположностей в рисунках «Я —
взрослый», применяя мыслительное диалектическое действие объединение.
Методика проведения.
Педагог рассматривает с детьми рисунки, созданные ими на предыдущих занятиях. Выбрав несколько рисунков, задает проблемный вопрос: «Кто нарисован на этой картинке? Это ее автор, Саша, или кто-то другой?».
Если звучит ответ: «это он же, Саша»,
то педагог выражает сомнение и обращается к другим детям за помощью. При
обсуждении воспитатель обращает внимание не на качество рисунков, а на
признаки ребенка и взрослых (галстук, ремень, туфли на каблуках и
т. д.). «Посмотрите, совсем не похоже на Сашу. Какие тут есть отличия?
Саша никогда галстук не носит, без портфеля ходит. Это же дядя какой-то!
Как же можно определить, что и на той и на другой картинках, равно как и
в жизни, один и тот же человек? Что общего между изображенными людьми?»
Дети предлагают свои варианты ответов;
педагог просит обосновывать их. Обсуждая отдельные черты изображений,
стоит указывать на то, что, хотя люди на портретах меняются, но все же
остаются узнаваемыми.
Если кто-то из ребят скажет, что имя
человека остается тем же, на этом ответе стоит остановиться подробнее. С
одной стороны, и называть ребенка, когда он станет взрослым, будут
иначе (не Сашей, а Александром Петровичем). С другой стороны — это
варианты одного и того же имени. Значит имя остается прежним. Можно
напомнить детям, что родные и друзья будут называть их всегда
по-прежнему. |