Цели. Формирование представлений об
одновременном сохранении и изменении характеристик объекта в ходе его
развития. Развитие диалектического мыслительного действия объединение.
Материалы. Фотографии детей периода младенчества и раннего детства.
Методические рекомендации. Рассматривая
свои фотографии периода раннего детства, ребенок проживает единство
противоположностей «я такой же и я другой», а изучая чужие фотографии и
более отвлеченно находя сходства и различия, ребенок может с легкостью
описать, почему это тот же самый Вася и другой Вася. Воспитателю следует
быть очень деликатным и внимательным к настрою детей, фотографии
которых рассматриваются. Многие ребята отрицательно относятся к тому,
как они выглядели, когда были маленькими (беспомощными, беззубыми и
лысыми). Они хотят как можно быстрее стать взрослыми и отрицают свое
раннее детство не без помощи взрослых. Высказывания: «Ты как маленький!»
и т. п. используются для выражения недовольства поведением ребенка, а
«малышовка» (младшая группа) воспринимается многими детьми как место и
время, куда не хочется возвращаться по различным причинам.
Методика проведения.
Педагог развешивает на доске фотографии
детей в раннем детстве, не называя, кто на них изображен
(предварительно попросив ребят, чьи фотографии используются для
обсуждения на занятии, никому не говорить, что это они). Дети
рассматривают фотографии, на которых они «совсем маленькие», находя
схожие признаки всех малышей, выделяя общие черты возраста. Далее в ходе
обсуждения определяют, что менялось во внешности детей за прошедшее
время, чем отличаются ребята 5–6 лет от детей младенческого и раннего
возраста (количество волос, размер тела, лица и т. д.).
Далее педагог оставляет на доске одну
любую фотографию (а затем добавляет еще несколько фотографий по одной) и
предлагает детям догадаться, кто на ней изображен:
— Как вы думаете, кто изображен на этой фотографии? Объясните, почему вы так решили.
Дети с удовольствием начинают
угадывать, обращая внимание в первую очередь на сходство по цвету волос и
глаз, например: «Это Кристина! Глаза черные!»
Педагог спрашивает: «У Вовы тоже черные глаза. Может, это он? Кто это, мальчик или девочка?»
Если ребенка на фотографии трудно
узнать, воспитатель помогает детям. Если ребенка узнали, просит
перечислить черты, по которым дети смогли опознать его.
Далее педагог задает проблемный вопрос (указывая на фото малышки и на запечатленную на нем девочку):
— Так это та же самая Соня или другая?
Если дети говорят, что та же самая,
воспитатель сомневается: ведь кто-то даже думал, что на этом фото
мальчик. Если дети говорят, что это другая Соня, педагог приводит
контраргументы: на обороте написано, что это Соня в один год. В ходе
обсуждения обращает внимание детей на то, что все черты изменились,
однако остались неуловимо похожими.
Только после этого можно вернуться к
вопросу о том, та же на фотографии девочка или другая. Применяя
диалектическое мыслительное действие объединение, дети могут
сказать, что это Соня — и та же самая и другая, ведь, вырастая,
маленькие дети могут очень сильно измениться, но при этом остаются
собой.
Далее педагог просит ребенка, которого
узнали на фотографии, рассказать случай из его жизни, связанный с
отраженным на фотографии моментом, или просто любой случай из его
детства.
Домашнее задание для родителей.
Вместе с ребенком рассмотрите дома
детские фотографии близких родственников, пытаясь угадать, чья эта
фотография, и спрашивая, почему. Важно выделить детали, по которым можно
определить, кто изображен на фотографии, и обсудить вопросы по аналогии
с занятием, например: «Это тот же дедушка или кто-то другой?».
|