Цели. Формирование представлений о вариативности путей развития. Развитие диалектических мыслительных действий превращение, опосредствование.
Материалы. Детские рисунки «Я — человек», бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Методические рекомендации. Ребенок в символической форме изображает направление своего развития в будущем, применяя диалектическое мыслительное действие опосредствование.
Он находит такой образ себя, который совмещает противоположности: его
ребенка и его взрослого, такого же самого и другого. При этом ребенок
получает возможность пережить другой противоположный вариант развития
будущего, что открывает пространство возможностей для выбора.
Методика проведения.
Если педагогу удастся создать в группе
доброжелательную и некритичную обстановку, можно устроить показ рисунков
«Я — взрослый», выполненных детьми ранее (по желанию называя или не
называя имена авторов). Следует обязательно похвалить ребят: «Какие
замечательные рисунки вы нарисовали! Когда вы станете взрослыми, у
каждого из вас появится своя семья, дети, дом. Вы нарисовали много
разных хороших профессий. Кто-то из вас станет поваром, кто-то —
садоводом или актером. Молодцы!»
Педагог предлагает детям нарисовать
рисунок с таким же названием («Я — взрослый»), но так, чтобы на нем
ничего не совпадало с предыдущим рисунком, кроме изображения себя в том
же возрасте: «Сегодня нарисуйте себя тоже взрослым, но совершенно
по-другому. Хорошо, если на рисунке все будет другим. Выбирайте другую
профессию и даже раскрашивайте другими цветами».
Воспитатель следит за тем, чтобы дети
изображали себя и окружающую обстановку абсолютно по-другому, начиная с
содержания и заканчивая цветовым исполнением.
В ходе работы над рисунками педагог задает детям в индивидуальном порядке проблемные вопросы :
— Похожа ли первая картинка на вторую? Что в них отличается? А есть ли в них что-нибудь общее?
— Герои на картинках полностью
различны, они ничем не похожи друг на друга? Так почему же ты говоришь,
что на них изображен именно ты взрослый?
— Что общего в тебе на первом и на втором рисунке? Так это ты или кто-то другой?
В случае затруднений педагог может сообщать детям ответы других ребят.
Педагог не подводит детей к какой-либо
определенной версии, а рассуждает вместе с каждым ребенком по поводу его
ответов на поставленные вопросы.
В завершение можно организовать еще
одну выставку рисунков. Воспитатель обобщает детали рисунков «Я —
взрослый», которые, по мнению детей, характеризуют возраст людей
(галстуки, пиджаки, туфли на каблуках, косметика, коляски с детьми,
портфели и т. д.). Дети могут изображать персонажей сериалов (шпионов,
супергероев и т. д.), девочки могут не иметь профессии, а быть
домохозяйками. Педагог, имея свое мнение и установки, доброжелательно
относится ко всем выборам детей (например, желание иметь 100 детей, дом в
100 комнат и т. д.). Он помогает найти в рисунке черты, сходные с
автором (цвет волос, глаз, улыбка) и отражающие произошедшие в будущем
изменения.
В заключение педагог хвалит всех ребят
за проделанную работу, выделяя рисунки, о которых можно сказать: «Это я и
одновременно не я».
Домашнее задание для родителей.
На глазах у ребенка (и с его помощью)
нарисуйте себя, занимающимся любимым делом, через 10–20 лет. Затем
выполните еще один рисунок — «Я и мое любимое дело в будущем», стараясь
сделать его полностью противоположным (например, сажаю цветы на даче —
работаю на компьютере). Вместе с ребенком обсудите, кто изображен на
рисунке и почему: «Это мама или кто-то другой? Почему?» |