Цели. Формирование представлений об
одновременном сохранении и изменении характеристик объекта в ходе его
возрастного развития. Развитие диалектического мыслительного действия опосредствование.
Материалы. Бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Методические рекомендации. В символической форме ребенок изображает направление своего развития в будущем, применяя диалектические мыслительные действия превращение, опосредствование.
Ребенок находит такой образ себя, который совмещает противоположности:
себя ребенка и себя взрослого — того же самого и другого.
Методика проведения.
Педагог предлагает детям нарисовать
рисунок на тему «Я — взрослый». Каждый ребенок придумывает себе
профессию, объясняет, почему изобразил себя именно в этой обстановке.
Если у детей возникают трудности («я не знаю», «не смогу нарисовать» и
т. д.), педагог помогает им: «Мы рисуем будущее. Никто не знает, каким
оно будет, поэтому вы можете рисовать себя, как хотите, но так, чтобы мы
вас узнали по каким-то признакам».
Педагог в индивидуальном порядке
беседует с детьми в процессе рисования и следит за тем, чтобы они
придерживались темы «Я — взрослый». Если ребенок рисует себя как героя
мультфильма или в виде животного и т. д., педагог спрашивает: «А как же
мы поймем, что это ты, Аня? Ведь ничего похожего на тебя в рисунке нет».
Если ребенок рисует себя взрослого
таким же, как сейчас, педагог спрашивает: «Значит, ты в будущем
останешься таким же и ничего не изменится?»
Также можно задать для всех детей
единый возраст, в котором они должны изобразить себя (например, 20 лет)
или же предложить выбрать возраст самостоятельно (например, ребенок
может выбрать возраст родителей). В возрастных отличиях дети разбираются
с трудом, и 20 лет в их представлении — это солидный возраст взрослого
человека.
Собирая рисунки, педагог подробно расспрашивает детей (и кратко записывает на обороте листа ответы):
— Что ты нарисовал?
— Какая у тебя профессия?
— Где ты работаешь?
— Что ты любишь? Что не любишь?
— Где ты живешь?
— У тебя есть семья? Какая?
В конце занятия педагог хвалит всех ребят за замечательные рисунки.
Домашнее задание для родителей.
Дома предложите ребенку нарисовать
рисунок на тему «Я — взрослый». Обсудите рисунок. Расскажите ребенку,
что когда вы были ребенком, то хотели быть, например, учителем, а сейчас
работаете менеджером. Не стоит критиковать выбор ребенка или навязывать
свое решение. Рисуя себя в будущем, он соприкасается с пространством
возможностей, идеей своего развития. В рисунке важно найти черты из
настоящего времени (что остается прежним) и из будущего (что
изменяется). Обращать внимание следует не на качество рисунка, а на
способность ребенка отразить возможные преобразования, которые
происходят в процессе развития человека (его самого). |