Цели. Формирование представления о
неразличимости движения и покоя в конкретную единицу времени. Развитие
диалектического мыслительного действия объединения.
Материалы. Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Методические рекомендации. Основная
методическая задача — зафиксировать возможные способы изображения
детьми движущегося объекта на бумаге и продемонстрировать, что движение
отразить в рисунке очень сложно. (Движение на рисунках — продукт работы
нашего воображения.) Важно принятие ребенком диалектической задачи и
проживание им проблемно-противоречивой ситуации, применение
диалектического мыслительного действия объединение (предмет на рисунке и движется и не движется).
Методика проведения.
Педагог задает детям вопросы: «Как вы
думаете, наш детский сад движется или нет? А веранда у нас на площадке
движется или нет? Что движется быстрее всего? Что движется медленно?»
Отвечая, дети применяют освоенные ранее способы аргументирования.
Взрослый продолжает: «Молодцы! Вы
назвали много предметов, которые движутся, одни быстро, другие медленно.
Как вы думаете, можно нарисовать эти предметы в движении так, чтобы
было видно, как они движутся?»
Дети наверняка скажут, что возможно и
это достаточно легко сделать. Педагог дает задание: «Нарисуйте машину в
движении так, чтобы из рисунка было видно, что она не стоит на месте, а
двигается».
Дети рисуют, педагог в индивидуальном порядке помогает им завершить рисунки.
Когда несколько рисунков будет
закончено, педагог предлагает посмотреть на них всем ребятам и ответить
на вопрос: «Действительно ли видно, что машина движется?». Большинство
детей скажут, что видно, поскольку они говорят не о реальном движении, а
о его изображении.
Тогда педагог обращает внимание ребят
на то, что на самом деле объекты являются неподвижными, не меняют своего
положения относительно листа, зрителей и пр.
В ответ дети обычно пытаются
усовершенствовать свои рисунки: рисуют дым из глушителя, грязь из-под
колес, пространство вокруг предмета и своеобразную точку отсчета —
светофор, дерево и т. п. Отдельную группу рисунков составляют рисунки с
изображением стихий или физических явлений (дождь, снег, извержение
вулкана, «летящий» камень, «катящийся с горы шар»). Дети выбирают
объекты, которые не могут не двигаться, однако это не помогает им решить
задачу: рисунок все же остается неподвижным. Кто-то может нарисовать
самолет в воздухе — ведь мы знаем, что он движется, хотя кажется
неподвижным.
Все нововведения и новые рисунки
являются ценными, педагог поощряет поисковую активность детей, показывая
всей группе каждую новую «находку», однако настаивает на своем: «Да,
стало больше подробностей, но самого движения не видно: может быть,
машина стоит посреди дороги, а светофор позади (или машина заглохла или
сломалась и двигаться не может). Мы можем себе представить, дорисовать
рисунок мысленно и увидеть, что предмет движется. Однако мы не увидели,
что предмет на бумаге движется. А вы? Как вы думаете, можно нарисовать,
как предмет, вещь, объект движется?»
В ходе обсуждения может появиться и
вариант решения задачи: например, кто-то из ребят может изобразить один и
тот же объект несколько раз, чтобы показать его движение (например,
нарисованы два корабля, один больше другого, значит корабль плывет,
приближается к нам). В этом случае надо показать детям этот рисунок
отдельно, обратить внимание на принципиальное отличие этого решения от
всех остальных.
Можно ввести в ситуацию персонаж
(инопланетянин, Незнайка), который поможет детям «отстранить» ситуацию,
увидеть, что на рисунке объекты на самом деле не движутся. В ходе
обсуждения дети постепенно приходят к выводу: изобразить движение
невозможно. Стоит напомнить, как они отвечали на этот вопрос в начале
занятия, чтобы дети осознали проблемность ситуации, которую они сначала
недооценили.
Ценным здесь является проживание
проблемной ситуации, поиск решений, и педагогу не обязательно делать
заключительный вывод о невозможности нарисовать на бумаге движение.
Домашнее задание для родителей.
Предложите ребенку нарисовать движущийся объект так, чтобы на рисунке было видно, что он движется. |