Цели. Формирование представлений об
отличительных признаках объектов и явлений. Сравнение объекта с другими,
определение сходств и отличий.
Методические рекомендации. Педагог
стремится к тому, чтобы дети обратили внимание на характерные,
запоминающиеся признаки, которые отличают именно данный двор (например,
искривленное дерево, цвет, в который покрашена песочница, и т. п.), и
отличали их от примет, присущих всем дворам (забор, нет машин). Важно
организовать дискуссию таким образом, чтобы дети слушали друг друга и
объясняли, почему они называют те или иные приметы двора.
Методика проведения.
Педагог организует прогулку детей во
дворе детского сада. Во время прогулки спрашивает: «Чем двор нашего
детского сада отличается от других дворов?»
Если дети затрудняются ответить, можно
спросить: «Что есть во дворе детского сада?» Двор детского сада поделен
на участки для каждой группы, поэтому ребята расскажут скорее про свою
площадку для прогулки, дав множество ответов (там нет горки, в других
парках не покрашено, как в детском саду; там другая песочница, с крышей;
у нас много песочниц — целых три).
Педагог задает следующий вопрос: «Чем наш двор похож на другие дворы?»
Дети называют приметы своего двора,
которые делают его схожим с другими дворами (есть качели, песочница и
др.). Ребята также могут назвать признаки, присущие любой дворовой зоне
(можно бегать, не ездят машины, гуляет много детей), на что обязательно
надо обратить их внимание. Некоторые дети могут называть несущественные
признаки (снег, трава), которые есть вообще везде на улице.
Далее воспитатель предлагает детям
найти существенные отличия двора в их детском саду: «Что в нашем дворе
есть такого, что помогает нам его узнать среди других дворов? Назовите
эти признаки».
Если дети затрудняются с ответом,
воспитатель помогает им определиться: «Когда вы гуляете вместе с
родителями, то видите разные дворы. Мы знаем, что в других детских садах
тоже есть дворы. Кто из вас ходил в другой детский сад?»
Некоторые ребята могут путать разные
группы и разные детские сады, для них пребывание в младшей группе
равносильно пребыванию в другом учреждении. Педагог объясняет, что дети
младшей группы ходят в их родной детский сад.
Педагог задает следующий вопрос: «А чем наш двор отличается от дворов других детских садов?»
Приведем пример реальной дискуссии.
— Чем наш двор отличается от дворов других детских садов. (Наш двор отличается детьми. Только тут дети из нашей группы.) Да,
это неплохой ответ. В одном детском саду одни ребята, а в другом —
другие. А в выходные детей во дворах детских садов нет. Как же отличить
наш двор от других дворов? (Потому что это наш двор, а это их двор.)
Ответ на этот вопрос детям найти
труднее. Педагог спрашивает: «Точно ли именно этими признаками
отличается наш двор от дворов других детских садов? (Есть веранда, где можно прятаться от дождя.) Но в других детских садах тоже есть веранды. (По нашим воспитателям. Веранда стоит с этой стороны, а в другом саду с другой. Качели зеленые скрипят. Там меньше групп.) Эти ли признаки отличают наш двор от других?»
В ходе обсуждения дети называют
признаки своего двора, как важные, так и несущественные. Педагог
анализирует детские ответы и проявляет сомнение, если требуется.
Таким образом дети находят и выделяют
признаки двора, которые делают его похожим на остальные дворы, и
признаки, которые отличают его от других, в том числе дворов других
детских садов. Педагог предлагает им запомнить основные приметы двора
детского сада.
Домашнее задание для родителей.
Поиграйте с ребенком дома в загадки.
Взрослый и ребенок по очереди называют отличительные признаки задуманных
объектов. Например: «Я загадал игрушку красную, большую, круглую. (Это мяч.) Я загадал ягоду — маленькую, черную, кислую». (Черная смородина.) Постепенно следует усложнять стоящую перед ребенком задачу.
Обсудите с ребенком дом, в котором вы живете, — найдите отличия и черты сходства с другими домами. |