Цели. Формирование представлений о
сохранении существенных признаков при изменении объекта. Развитие
диалектического мыслительного действия объединение, позволяющего анализировать свойства объектов в их изменении.
Материалы. Бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Методические рекомендации. Важно,
чтобы в процессе рисования дети помимо признаков зимы (снег, голые
деревья) выделили и нарисовали признаки двора; научились рассматривать
рисунки сверстников и выделять характерные детали двора, отличающие его и
делающие похожим на другие дворы.
Методика проведения.
Педагог предлагает детям создать рисунки на тему «Наш двор зимой», отразив в них характерные детали двора.
Готовые работы вывешиваются на доску, и педагог задает вопрос: «Что общего есть на всех рисунках?»
Педагог вместе с детьми определяет
признаки, которые отличают двор от других и делают его похожим на другие
дворы; помогает определиться с важными признаками, например: «Аня
заметила, что на всех рисунках снег. Действительно, ведь мы рисовали
двор зимой. А только ли в нашем дворе зимой лежит снег? Посмотрите, Лена
нарисовала качели, у которых одна палка-опора красная в желтую полоску,
а другая — зеленая. Сразу видно, что это наш двор».
Затем воспитатель вывешивает на доску
выполненные детьми ранее рисунки на тему «Наш двор летом» и просит ребят
найти признаки, присущие двору и летом и зимой. Дети рассматривают
рисунки, отыскивают общие детали, которые повторяются на всех рисунках.
Педагог спрашивает: «Так какие же признаки повторяются на ваших рисунках и отличают наш двор от других?»
Дети перечисляют общие признаки двора
детского сада. Педагог схематично изображает их на доске. Получается
обобщенный рисунок «Наш двор».
В ходе обсуждения дети называют
существенные и несущественные признаки, воспитатель подвергает сомнению
неудачные высказывания: «Почему это наш двор и зимой и летом? Так это
один и тот же двор? Кто мне скажет почему? А может это двор другого
садика? Как мы отличим, кто знает?»
Дети называют приметы двора (веранда,
песочница, корабль, качели, лавки и т. д.). Педагог продолжает
сомневаться, задает вопросы, например: «В другом детском саду тоже есть
веранда, песочница. Чем же отличается наш двор?» (Беговая дорожка есть, а в других дворах такой нет.) «А может, это чужой двор?» (Нет, тут бревно красное.)
В конце занятия большинство ребят
смогут убедиться в том, что на рисунках изображены предметы, которые
характерны именно для данного двора.
Домашнее задание для родителей.
Предложите ребенку создать рисунки на
тему «Наш двор весной», «Наш двор осенью» или изобразить другой объект
(дача, двор родного дома, домашнее животное), претерпевающий какое-либо
изменение.
Обсудите с ребенком, что на рисунках
отличается, а что осталось неизменным, почему мы узнаем наш родной дом,
двор, домашнее животное. |