Цели. Формирование представления о сохранении объекта при изменении всех его частей. Развитие диалектического мыслительного действия объединение.
Материалы. Детские рисунки «Наш двор летом», «Наш двор зимой», «Наш двор через 100 лет».
Методические рекомендации. Педагог
организует беседу так, чтобы дети высказывали противоположные точки
зрения и старались доказывать друг другу правильность одного ответа и
ошибочность другого, находить аргументы для равноценных позиций в
дискуссии. В ходе решения проблемного вопроса «Тот же самый двор или
другой изображен на рисунках зимой, летом и в будущем?» применяется
диалектическое действие объединение.
Методика проведения.
Педагог рассматривает с детьми рисунки «Наш двор зимой» и «Наш двор летом», задает проблемный вопрос : «Тот же самый двор или другой изображен на этих рисунках?»
Если дети говорят, что другой, педагог
просит объяснить: «Почему? Чем эти дворы отличаются друг от друга? Да,
верно, тут зима, а тут лето. А чем еще они отличаются?»
Если дети говорят, что двор тот же
самый, то педагог просит объяснить, почему. Дети отвечают на вопросы,
находят общие детали на рисунках, относящиеся к разным временам года,
обнаруживают различия.
Педагог ведет дискуссию таким образом, чтобы дети применяли диалектическое мыслительное действие объединение (двор
на рисунках и тот же самый и другой), дает им возможность доказывать
противоположные позиции, уважая и критикуя каждую из них.
Затем педагог обращает внимание детей
на рисунки «Наш двор через 100 лет» и спрашивает: «А на этих рисунках
есть что-то общее с предыдущими? Здесь изображен тот же самый двор или
другой?»
Если дети говорят, что двор другой, то
педагог напоминает, что эти рисунки изображают двор в будущем, и все
рисовали именно этот двор, хотя и в будущем. Если дети говорят, что двор
тот же самый, педагог спрашивает: «Как такое может быть? Ведь у двора в
будущем нет ничего общего с современным?»
Дети высказывают свои мнения. Некоторые
ребята скажут, что двор, изображенный на рисунках зимой, летом и в
будущем, является и тем же самым и другим (применив действие объединение ). Их следует поддержать и попросить объяснить свое решение.
Домашнее задание для родителей.
Предложите ребенку создать рисунок на
тему «Дом в будущем». Вместе пофантазируйте, как изменится жилой дом в
будущем, помогая ребенку удержать в рисунке характерные черты именно
дома, а не другого объекта, и добавить новые, применяя диалектическое
мыслительное действие опосредствование. |