Цели. Формирование представлений о движении как о сумме состояний покоя. Развитие диалектических мыслительных действий превращение, объединение.
Материалы. Кукла-марионетка (клоун); бумага, ножницы, иголка, нитки, цветные карандаши, фломастеры; фланелеграф.
Методические рекомендации. Главная методическая задача — закрепить у детей понимание того, что движение состоит из «кусочков» покоя.
Методика проведения.
Педагог напоминает детям, как они из
неподвижных рисунков создавали движущуюся картинку-«мультфильм».
Напоминает, что движение состоит из мгновений (отрезков) покоя.
Предлагает: «Мы с вами сделали картинку-мультфильм, состоящую из двух
рисунков. На одном рисунке человечек спокойно стоит, руки по швам, на
другом руки подняты. Движения на этих рисунках не было, был покой. А
перелистывая картинки, мы видели движение. Получается, что движение
состоит из кусочков покоя».
Далее педагог показывает детям
куклу-марионетку и демонстрирует игру «Движение — покой»: производит
движения куклы с остановками (поднимает руки, ноги и т. д.), сначала
медленно, затем все быстрее. Затем предлагает: «Ребята, сегодня мы
потренируемся различать движение и покой вместе с веселым человечком —
клоуном. Смотрите на него внимательно. С клоуном будут происходить
изменения, а вы мне скажете, движение это или покой. Начали! (Медленно
поднимает руки куклы на веревочках вверх и останавливается.) Когда кукла
двигается медленно, мы видим, где движение, а где покой. Попробуем еще
раз. (Движения куклы становятся более быстрыми.) В нашем мультфильме
первый рисунок был такой. (Демонстрирует позу куклы с поднятыми руками.)
Второй рисунок такой. (Демонстрирует позу куклы «руки по швам».) И
когда мы перелистывали, то мы видели… (Движение.) Давайте
попробуем продемонстрировать эту смену поз на кукле. Итак, движения нет —
покой и тут покой. (Демонстрирует две разные позы куклы.) Если мы
меняем эти позы по очереди, то видим движение. При быстрой смене поз
этого не видно, а когда кукла двигается медленно, можно заметить, как по
очереди сменяются состояния покоя».
Детям трудно освоить новое понятие,
поэтому важно проиграть ситуацию, в которой сменяются состояния покоя,
что и создает движение: «Давайте вместе попробуем! Руки в стороны —
покой, руки вверх — покой, а по очереди — движение!»
Далее педагог предлагает детям поиграть
в игру «Движение — покой» для закрепления значения слова «покой»:
«Правила очень простые. Когда я говорю «движение», вы можете двигаться, а
если я говорю «покой», вы успокаиваетесь, находитесь без движения, в
покое. Итак, движение, а потом… (Покой.)
Игру можно повторить 3–5 раз.
Можно подемонстрировать детям смену
движений на плоскостной игрушке, состоящей из отдельных деталей (руки,
ноги, туловище, голова), соединенных друг с другом (игрушку лучше
приготовить заранее). Игрушку следует расположить на столе или
фланелеграфе. Педагог спрашивает у детей: «Что делает сейчас наша кукла,
если она находится в таком положении?» (Меняет положение куклы.)
Дети отвечают и сами предлагают
расположить куклу каким-либо образом. Педагог предлагает придумать и
разыграть с куклой какую-нибудь историю.
Дети разыгрывают историю из жизни куклы и, передвигая игрушку по плоскости стола или фланелеграфа, изменяют положение ее частей.
Домашнее задание для родителей.
Дома поиграйте с ребенком с
куклой-марионеткой, демонстрируя фиксированные, а не плавные движения
куклы, определяя состояния движения и покоя. По аналогии можно разыграть
сценки с несколькими куклами. Также может использоваться игрушка
би-ба-бо, трансформер. Важно закрепить у ребенка понимание смены
состояний покоя в любом движении. |