Цели. Развитие диалектических мыслительных действий опосредствование и превращение.
Материалы. Бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Методические рекомендации. В
ходе занятия педагог аккуратно направляет фантазию детей, согласовывая
ее с темой «Как человек стал животным», отбирает и развивает интересные
идеи. Важно, чтобы в сказках детей были отражены объединение (единство противоположностей в древнем человеке) и превращение (превращение дикого существа в человека).
Методика проведения.
Педагог напоминает детям, что они
недавно придумывали сказку о том, как животные превращались в людей, и
предлагает им придумать сказку с противоположным содержанием (о том, как
сначала на Земле жили только люди, а потом они по каким-то причинам
превратились в животных) и нарисовать ее.
Обсуждение строится аналогично
предыдущему занятию. Важно, чтобы дети объясняли причины, по которым это
превращение случилось, и насколько быстро это происходило. Дети
используют или действие превращение (вдруг по волшебству стали дикими) или объединение (постепенно становились дикими).
По мнению некоторых ребят, человек
превратился в животное мгновенно — случайно (по волшебству) или по своей
воле (залез в пещеру и превратился в обезьяну; волшебником и мог
превращаться в разных животных, в кого хотел; очень любил воду и
превратился в медузу и пр.).
По мнению других ребят, человек постепенно стал животным (человек был грязным, вонючим, не мылся и превратился в свинью и пр.).
Дети могут высказать мнения, что
изменения произошли во сне, в необычном волшебном месте, под действием
стихии (бури, урагана, молнии), по желанию или необходимости (потому что
надоело быть грязным).
Педагог обобщает выдвинутые идеи:
«Посмотрим на ваши рисунки. Сказки у всех были очень интересные, но
где-то превращение человека в животное происходило мгновенно: он зашел в
волшебную пещеру или съел что-то волшебное — и превратился, а где-то
превращение было постепенным».
После обсуждения всех сказок педагог
схематично рисует основные придуманные детьми варианты превращения
животного в человека. Дети могут высказывать новые версии. Педагог
благодарит всех ребят, принявших активное участие в придумывании сказок.
Домашнее задание для родителей.
Предложите ребенку вместе с вами
придумать сказку о том, как человек стал животным. Обсудите сказку.
Спросите у ребенка, каким животным он хотел бы стать, и предложите
придумать сказку о том, каким образом это может случиться. |