Цели. Формирование представлений об исторических изменениях человека, развитие диалектических мыслительных действий объединение, превращение.
Материалы. Бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Методические рекомендации. В
ходе занятия педагогу важно направлять фантазию детей, согласовывать ее с
темой «Как животное стало человеком», отбирать интересные идеи и
развивать их. Не критикуя остро малоперспективные идеи и доброжелательно
поддерживая удачные версии, воспитатель старается, чтобы в сказках
детей было отражено объединение (единство противоположностей в древнем человеке) и превращение (превращение дикого существа в человека). Для наглядности можно предложить детям нарисовать их сказки.
Методика проведения.
Педагог напоминает детям, что недавно
они слушали сказку про древних животных, которые стали домашними, и
предлагает им придумать сказку о том, как животные стали людьми, и
нарисовать ее. Дети могут придумывать различные сюжеты, не относящиеся к
эволюционной теории о происхождении человека от обезьяны. Если кто-то
скажет, что человек произошел от обезьяны, то педагог отвечает, что это
одна из теорий ученых, а мы придумываем сказку, и в ней может быть все,
что угодно.
Педагог организует работу таким
образом, чтобы несколько ребят смогли рассказать свои сказки и показать
рисунки. Остальные дети говорят, какой вариант им понравился, объясняя
свой выбор. Если задание вызовет трудности, педагог может взять на себя
более активную роль и рассказать начало сказки, а дети ее продолжат.
Придуманные детьми сказки могут быть
отражением теории эволюции, постепенного перехода от обезьяны к
человеку, как вследствие серьезных причин, так и без них (обезьяна
становилась все умнее, не смогла лазить по деревьям и придумала палку,
стала древним человеком и пр.).
В других сказках животное становится
человеком мгновенно, волшебным образом — во сне или от волшебной еды
(заснул в волшебной пещере и превратился и пр.).
Некоторые дети могут описать приручение
животного более разумным существом (инопланетянин и пр.), в процессе
которого он становится человеком.
Педагог обращает внимание на то, чтобы
дети в своих сказках старались каким-то образом обосновать необходимость
превращения животных в людей для решения каких-либо конкретных задач.
Например, животные превратились в людей, чтобы было легче жить (в тепле,
с приготовленной на огне пищей и т. д.), чтобы создавать предметы,
свободно передвигаться по всему миру и т. д.
После знакомства со всеми сочиненными
детьми сказками воспитатель схематично рисует основные варианты
превращения животного в человека.
Дети могут высказать свое мнение: какая
сказка им понравилась больше всего и почему. Педагог благодарит всех
ребят, принявших активное участие в придумывании сказок.
Домашнее задание для родителей.
Предложите ребенку вместе с вами придумать новую сказку о том, как животное стало человеком. Обсудите сказку. |