Цели. Формирование представлений о
собственном движении, как о процессе, состоящем из смены состояний
покоя. Закрепление понимания диалектической природы движения.
Методические рекомендации. Важно
закрепить у детей понимание того, что движения состоят из смены
маленьких «кусочков» покоя. В процессе работы дети применяют
диалектические мыслительные действия превращение (переход покоя в движение в игре в роботов), объединение (движение состоит из кусочков неподвижности-покоя).
Методика проведения.
Педагог предлагает детям поиграть в
игру «Наоборот». К названному педагогом слову дети называют
противоположное слово. Взрослый использует в игре прилагательные,
существительные, глаголы; если требуется, обращается к мнению детей и
корректирует неудачные ответы.
Начать стоит с простых слов, к которым
легко подобрать антонимы (большой, зима, добрый), а затем перейти к
более сложным (хитрый), и антоним должен быть без частицы «не». В ходе
игры педагог называет слово «движение» с целью закрепления понятия
«покой».
Далее педагог предлагает детям поиграть
в знакомую им игру «Движение — покой»: «Я робот, я показываю, а вы
говорите: движение это или покой?» (Педагог выполняет движение, например
рукой или ногой, фиксируя его.)
Далее проводится игра «Роботы».
Педагог предлагает: «Представьте, что
мы с вами попали на другую планету. И двигаться мы там можем только как
роботы. Как интересно и необычно двигаются роботы! Почему они двигаются
именно так? Кто-нибудь может объяснить?» (Просит какого-либо ребенка
изобразить робота.)
Некоторые ребята могут сказать, что
роботы странно двигаются «потому что они же роботы!». Другие скажут, что
роботы не умеют двигаться как люди. Педагог стимулирует детей к
дальнейшему поиску ответа на вопрос: «Чем отличаются движения роботов и
людей?»
Некоторые дети скажут, что «роботы не
живые и потому так двигаются», другие могут обратить внимание на то, что
их движения отличаются звуком, скоростью (роботы могут двигаться и
медленнее и быстрее человека). Кто-то из ребят заметит, что люди
двигаются спокойно, плавно, а движение роботов включает в себя паузы —
маленькие остановки. Педагог акцентирует внимание на том, что паузы —
это покой.
Приведем пример реальной дискуссии.
Педагог говорит: «Роботы — не люди, они
могут двигаться на определенной скорости, быстро или медленно. А люди
могут сами себя контролировать: двигаться медленно или быстро. Чем
отличается движение робота от движения человека? Мы рукой — раз, и
махнули. А робот делает так, так, так. (Педагог двигает рукой с
фиксацией.) Так чем отличаются движения роботов и людей? В движениях
робота можно заметить паузы — моменты покоя, а в движениях человека
этого не видно. (Можно предложить кому-то из ребят продемонстрировать
движение и покой.) Роботы двигаются не мягко, плавно, а с задержками,
остановками. И нам заметно, что движение робота сменяется покоем,
согласны? Итак, в нашей игре мы двигаемся как роботы».
Педагог организует игру «Роботы»,
вводит правила: выполнять задания и разыгрывать роли (их содержание
принципиального значения не имеет), двигаясь при этом «как роботы».
Например, детям предлагается по очереди исполнить роль
робота-парикмахера, шофера, повара, врача. Дети по желанию выходят в
круг и изображают разных роботов (по выбору педагога или детей).
«Роботы» должны выполнять задания, в которых приходится двигаться
медленно или совершать быстрые движения, обязательно сохраняя
«механический» тип движения.
Домашнее задание для родителей. Поиграйте с ребенком в роботов, фиксируя позы покоя и движения, закрепляя понимание ребенком противоположных состояний. |