Цели. Формирование представлений об
одновременном сохранении и изменении характеристик объекта в ходе его
развития. Развитие диалектического мыслительного действия объединение.
Материалы. Фотографии родителей воспитанников в разные периоды жизни (1–3 фото).
Методические рекомендации. В
ходе очень интересной и необычной для детей деятельности важно направить
интерес ребят на поиск сходных черт и различий между несколькими
фотографиями. Важно, чтобы дети пережили единство противоположностей в
ходе изучения своего развития и развития родителей, осознав: в ходе
постоянных изменений человек одновременно становится другим и остается
таким же.
Методика проведения.
Предварительно педагог просит родителей
воспитанников принести свои фотографии разных периодов жизни (с
различными прическами, цветом волос и т. д.). Воспитатель вывешивает на
доску 5–6 фотографий родителей (из них несколько могут быть фотографиями
одного человека в разные периоды жизни — в данный момент и в более
молодом возрасте) и предлагает детям угадать, чьи родители изображены на
фотографиях:
— Как можно догадаться, чьи мамы и папы на фотографиях? Вы узнали кого-нибудь? Объясните, почему вы думаете именно так.
После обсуждения дети с помощью педагога выделяют два способа:
1) найти похожие черты у родителей в молодости (на фотографии) и сейчас;
2) найти общие черты у родителей и детей (цвет волос, глаз, улыбка и т. д.).
Желательно, чтобы дети принесли
фотографии как родителей, которые знакомы другим детям (например,
постоянно приводят их в детский сад и забирают), так и тех родителей,
которых другие дети не видели. Педагог спрашивает у детей, что
изменилось во внешности родителей по сравнению с более ранними
фотографиями (прическа, вес и т. д.) и что осталось прежним (улыбка,
цвет волос и т. д.). Воспитатель обращает внимание детей на то, что хотя
на нескольких различающихся по времени фотографиях изображен один и тот
же человек, он изменяется и становится другим.
Домашнее задание для родителей.
Предложите ребенку вместе с вами
создать коллаж «Как я меняюсь» из фотографий ребенка, мамы и папы, где
стрелочками можно выделить черты ребенка (нос, глаза и т. д.), сходные с
чертами родителей, и черты, которых ни у кого нет. Рассмотрите с
ребенком фотографии бабушек и дедушек и выявите черты, которые являются
различными и сходными для их детей — родителей ребенка. |