Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ - Каталог файлов - МИШУТКИНА ШКОЛА

Среда, 07.12.2016, 17:25
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [159]
ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ [34]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ [213]
НЕСКУЧНЫЕ УРОКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [90]
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ [84]
ПРИРОДА [87]
ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ [77]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [193]
УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ [62]
ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ [4]
МУЗЫКА [72]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ [169]
ОФОРМЛЕНИЕ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА [14]
ОБЖ [79]
ЛОГОПЕД [192]
ВАЛЕОЛОГИЯ [27]
ЛОГИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [30]
МАТЕМАТИКА [151]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [90]
ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ [80]
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА [59]
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ [20]
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [93]
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО [205]
ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ [45]
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ [56]
ЗАБАВНЫЕ УРОКИ ЧТЕНИЯ [50]
ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕМЬЕЙ И РОДОСЛОВНОЙ [21]
ВОСПИТАНИЕ ЦВЕТОМ [8]
ХОРЕОГРАФИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [41]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ [88]
МАТЕМАТИКА ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ [105]
ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ [48]
ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ [53]
ШКОЛА РИСОВАНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [21]
СТИХИ [384]
СКАЗКИ [143]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ [26]
ТЕСТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [54]
ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ НЕПОЛНОГО ДНЯ "УМНЫЙ РЕБЕНОК" [64]
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК [31]
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА [41]
А МЫ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ [94]
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИИ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) [23]
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИИ (СТАРШАЯ ГРУППА) [26]
ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ [29]
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ [57]
УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ И ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ [53]
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ЧАСТЯМИ РЕЧИ [36]
ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ В ПРИРОДЕ [4]
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет
29.11.2013, 12:41

В основе предлагаемой системы работы лежит структурно-диалектический подход в психологии, разрабатываемый научно-исследовательским коллективом под руководством доктора психологических наук, профессора Н. Е. Вераксы, описавшего диалектические структуры. Их применение позволяет обнаруживать, ставить перед собой и решать диалектические мыслительные задачи.

Диалектическое превращение означает: для любых объектов, идей, явлений, ситуаций всегда существуют противоположные объекты, идеи, явления, ситуации. Это базовое действие творческого мышления, потому что без превращения можно только усовершенствовать старое, а не создать новое. Настоящее новое всегда отрицает старое, всегда противоположно ему. Если мы говорим, что старое можно оставить, но доработать и улучшить, то мы занимаемся полезным делом (создаем новую модель автомобиля или стиральной машины), но это еще не будет творчеством. Обратим внимание на разницу между двумя конструкторами: первым, который говорит, что для быстрого движения транспорта нужно усиливать то, что тянет за собой груз (дорабатывать упряжь, чтобы в ней умещалось больше лошадей, не наступая друг другу на копыта; изготавливать более качественное топливо для мотора; наращивать количество винтов у самолета на крыльях; развивать физически рикшу и т. п.), и вторым конструктором, который предлагает не тянуть груз, а толкать его сзади — и придумывает реактивный двигатель, ракету. Первый движется в уже заданной логике (тащить за собой груз и свой же вес), а второй отказывается от этой логики и меняет ее на противоположную. И именно второй производит качественный рывок в науке, технике, жизни.

Другое действие диалектического мышления — диалектическое объединение: структура любого развивающегося объекта (то есть любого объекта) состоит из взаимно отрицающих друг друга противоположностей (таких пар может быть несколько; каждая характеризует существенные свойства объекта). Любое развитие (то есть появление нового в объекте) рождается из внутренней борьбы. Если нет внутреннего конфликта (например, есть только одна потребность, или все потребности направлены на достижение одной цели, или какая-то потребность значительно сильнее остальных и поэтому в сложной ситуации выбора всегда выходит на первый план), то и не возникает необходимости в появлении еще одной потребности. А вот когда потребности равноценны, одинаково мощны и важны для человека, то он не может просто отказаться от реализации какой-то из них. Вернее, может — и многие так и поступают — но с потерями (человек хочет и здоровье сохранить, и деньги заработать; чем больше трудится — тем меньше здоровья; но деньги тоже ведь нужны — в том числе и для здоровой жизни; и человек выбирает что-то одно, придумывая для себя оправдания: потом, когда получу свой миллион, обновлю стволовые клетки и помолодею — но к тому времени часто оказывается уже поздно).

И тогда возникает насущная необходимость в диалектическом мыслительном действии опосредствовании, которое заключается в следующем: если существует какая-либо пара отрицающих друг друга противоположностей, стремящихся к взаимоистреблению, то все равно обязательно есть объекты, в которых эти противоположности будут присутствовать одновременно, не уничтожая друг друга. Если в борьбе равноценных существенных потребностей одна уничтожит другую, то это приводит к утере важных для человека ценностей. Продуктивное разрешение конфликта состоит в одновременной реализации противоположных, отрицающих друг друга потребностей, что, разумеется, предельно непросто. Диалектическое опосредствование предполагает способность находить такое решение, при котором обе потребности (реальные, действительно важные потребности, а не просто благие пожелания — «а хорошо бы, чтобы всегда везде что-нибудь было хотя бы у меня…»), потребности взаимоисключающие, будут реализовываться в конкретных действиях и в результате будут удовлетворены.

Действие диалектического обращения: анализируя какой-либо процесс, можно предположить, что то, что изначально являлось окончанием процесса, результатом, можно рассматривать как его начало, а то, что описывалось как начальное состояние, как причина, наоборот, является следствием и состоянием, к которому процесс стремится. Это позволяет совершенно по-новому оценить себя в ситуации и найти новую точку, с которой можно начать движение, к казалось бы, уже недостижимой цели.

Диалектическое отождествление означает: то, что мы считали противоположностями, на самом деле можно рассматривать как одно и то же. Там, где была явная непримиримая борьба, обнаружилось абсолютное единство.

Существуют и другие диалектические мыслительные действия, представленные в структурно-диалектическом подходе в психологии. Если научиться целенаправленно и системно применять их, то творчество перестает быть случайным актом, сохраняя при этом всю свою чудесность, волшебность, так как решение принципиально новых задач не становится легким или однозначным — но становится возможным и зависящим от сознательно действующего человека.

В ходе работы ребенку не предлагается никаких «знаний по философии» и описания философских концепций. Содержание философии — это не умственные отвлеченности, а существенное содержание, ведь философия — это размышление о самых важных вопросах жизни, касающихся каждого, и без поиска ответов на которые трудно оставаться человеком. Проблема изучения философии в любом возрасте состоит в том, что люди забывают об этом. Рассматривая философскую концепцию мироздания Демокрита и, например, его идею о том, что атомы огня являются шариками с крючочками, или взгляды Анаксимандра о том, что первоначалом всего является апейрон, изучающий их часто забывает, что эти люди были психически здоровы и искали ответы на какие-то очень глубокие и существенные для их жизни вопросы. Отношение к философии иногда складывается либо как к бездоказательным чудачествам древних, либо как к чему-то очень-очень умному, мудреному, непонятному, а значит к моей жизни отношения не имеющему.

Поэтому логично было бы выстраивать работу по данному направлению как обсуждение важных для всех проблем, но это затруднительно, так как у детей нет мыслительных средств для подобного обсуждения. Вопросы, задаваемые детьми, конечно, вполне философские («А кто сделал облака?» или «Откуда берутся дети?»), но если начать обсуждать их на «детском» уровне, то это будет профанацией самого философского содержания.

Поэтому мы ориентируемся на другое необходимое свойство любой философии — это обязательное присутствие размышления. По словам великого отечественного философа А. Ф. Лосева, изучать философию — это учиться думать. Но нельзя думать просто так; думать можно только по поводу конкретного содержания. Таким содержанием являются философские понятия, которые можно обозначить словами обычного языка, а не специфически философскими терминами. Схема построения работы с детьми заключается в том, что создается ряд задач для детей: берутся такие понятия, решить которые можно, только применяя конкретные диалектические мыслительные действия, то есть прописывается диалектическая структура философских понятий и воплощается в задачи, интересные дошкольнику по сюжету. В качестве таких понятий были выбраны понятия «Движение» и «Развитие».

В качестве примера рассмотрим понятие «Красота». Первым делом мы выделяем в нем базовое противоречие, которое и создает его реальную сложность, многообразие пониманий и воплощений (то есть мы должны применить диалектическое мыслительное действие объединение ). Предположим, это пара противоположностей красивое — безобразное, хотя возможны и другие противоположности. Далее по отношению к этим противоположностям применяются известные нам диалектические мыслительные действия.

Вот несколько возможных примеров применения диалектического опосредствования, демонстрирующих, что диалектическое мышление — это не обнаружение одного-единственного правильного ответа, а поиск разных вариантов, при этом являющихся решением задачи: Венера Милосская (скульптура, являющаяся воплощением античной красоты, несмотря на отломанные руки); портрет урода кисти Рафаэля; циклопическая «сталинская» архитектура, насекомое — паук и т. п. Также мы применяем и другие диалектические мыслительные действия: превращение (плохая картина плохого художника XII века, которая сейчас висит в музее); обращение (художник улучшал картину другого мастера прошлого, подкрашивая ее; теперь реставратор для улучшения все это соскабливает); отождествление (поэзия немецкого экспрессионизма, где предметом эстетического любования являются грязь, убожество и уродство); замыкание («Черный квадрат», в котором нет ничего, кроме чистой формы, но люди подставляют туда бесконечное содержание); смена альтернативы (как другую противоположность «красивому» мы можем воспринимать «оригинальное»). Варианты решений могут быть любыми, так как диалектическое мышление будет проявляться и развиваться в коллективно-распределенной деятельности детей в процессе проживания противоречивой ситуации, которая может быть дана в виде игры, задания нарисовать рисунок, решения задачи, написания сочинения и т. д. На основе каждого варианта ответа придумывается задание, учитывая возраст детей. Например, предлагается дорисовать, «улучшить» картинку, нарисованную товарищем, а потом дать возможность изначальному автору согласиться или не согласиться с доработкой и, если требуется, стереть дорисованное; при этом, разумеется, окажется, что что-то исправленное уже невозможно восстановить. Разумеется, в общении с детьми никогда не называются слова «диалектика», «диалектическое мышление», «диалектическое мыслительное действие опосредствование» и им подобные.

Занятия не должны иметь жестких ограничений по времени как в большую, так и в меньшую сторону — они длятся до тех пор, пока продолжает появляться новое содержание у детей. Поэтому любое занятие может растягиваться на две-три встречи или быть, наоборот, очень коротким — но такое обычно происходит в том случае, если педагог забывает, что смысл занятия заключается в «проживании» детьми противоречивой ситуации, в столкновении противоположных версий и их обосновании, а не в выработке общего правильного ответа. Главное — понимание педагогом сути диалектического мышления. Педагог импровизирует по отношению к содержанию занятия, оставаясь при этом в рамках общей схемы оперирования противоположностями; он может ввести в пространство общего обсуждения свой вариант решения, и это становится просто еще одним равнозначным вариантом, наряду с детскими. Так как для детей эти занятия — просто игры, рисование, прогулки и т. п., то педагог не подводит итоги (в виде вывода, связанного с основной задачей) — ни для отдельных занятий, ни для каждого цикла в целом.

Эффективность занятий определяется не во время их проведения и не последующей психологической диагностикой диалектического мышления, а путем обнаружения случаев применения детьми диалектических мыслительных действий в другой деятельности (общении с родителями, играх со сверстниками и т. п.). Аналогично поиск и фиксация таких ситуаций в жизни самого педагога свидетельствует об успешности проводимых занятий.

Категория: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ | Добавил: admin | Теги: развитие познава, занятия с средней группе детского с, занятия с дошкольниками, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ, развивающее обучение дошкольников
Просмотров: 937 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования