Цели. Формирование представлений о состоянии покоя как о начале и конце движения. Развитие диалектических мыслительных действий превращение, опосредствование, объединение.
Материалы. Игрушки: поезд, крупная игрушечная машина, дорожные ориентиры (дом, дерево, светофор и пр.).
Методические рекомендации. Главная
методическая задача — дальнейшее оперирование противоположностями
«покой» и «движение». Важно показать детям, что трудно различить границу
между покоем и началом движения. В ходе дискуссии применяются
диалектические действия опосредствование (когда был момент начала движения?), объединение (а когда колеса крутятся, а машина еще не едет — машина движется или нет?), превращение (машина стояла в покое и вдруг поехала!).
Методика проведения.
Педагог задает детям проблемный вопрос : «С чего начинается движение машины?»
Дети делятся познаниями о том, как
устроена машина и почему она едет. В ответах машина рассматривается как
объект деятельности человека — водителя. Некоторые дети вдаются в
подробности (как заводить машину и пр.). Педагогу следует похвалить этих
ребят, однако уточнить, что важно увидеть первый момент движения, а не
рассказать о механизме возникновения движения.
Приведем возможные ответы детей:
— Мотор завели, и машина поехала. Такой
штукой двигают (рычаг переключения передач — авт.) и рулем — и машина
поехала. Нажимаешь на педаль газа, и машина начинает ехать. Нажимаешь
кнопку, чтобы она поехала. Потому что ее включили. Когда колеса
двигаются, машина сама едет.
Педагог уточняет у детей: «Как еще мы узнаем, что машина начала движение?»
Дети вспоминают про дым из выхлопной трубы, шум двигателя.
Взрослый уточняет: «Значит, мы узнаем
по шуму, что машина поехала?» Просит детей обосновать их ответы и
уточняет, что нужно назвать такой момент, когда движение только-только
началось.
Воспитатель задает вопросы по следующей
схеме: «Если первым моментом движения является момент, когда машина
проехала чуть-чуть, то предыдущий, когда колесо только начало крутиться,
а машина еще не поехала, является покоем или нет? Да, Аня сказала, что
машина начала движение, когда проехала чуть-чуть. Хорошо, а до этого она
двигалась или стояла? Петя сказал, что движение началось, когда начали
крутиться колеса, а машина еще не поехала. А до этого она совсем не
двигалась? А вдруг машина и не двинется, а заглохнет? Не будет никакого
движения?»
Если дети испытывают затруднения,
педагог предлагает наглядную помощь; ставит на стол крупную игрушечную
машину, катит ее по столу очень быстро и говорит: «А сейчас мы попробуем
посмотреть на машину, которая начинает двигаться. Вот машина, она
находится в покое. Посмотрите внимательно и скажите, как и когда вы
увидели, что машина начала движение. А теперь машина остановилась. Как
мы это увидели?» (Признаки движения отсутствуют: колеса не двигаются и
т. д.)
Далее педагог запускает машину медленно
и говорит: «А теперь машина поедет медленно. Смотрите внимательно,
постарайтесь определить первый момент движения».
Педагог ставит по ходу движения машины
светофор, дерево, дом, медленно двигает машину мимо светофора, дерева и
останавливает ее, не доезжая до дома. Спрашивает: «А теперь видно было
начало движения? (Да.) Таня говорит, что начало движения было,
когда машина проехала светофор. А раньше, до этого момента, она не
двигалась? Петя говорит, что машина начала двигаться, не доезжая до
светофора. Хорошо, а когда же было начало движения? Давайте посмотрим
еще раз. Вот машина в покое. (Педагог начинает движение машины.)
Назовите момент, когда машина начала двигаться. Когда не было движения, а
потом — раз — и движение! С чего все началось? (С колес.) Давайте
смотреть внимательно — действительно ли все началось с колес? Вот мы
заводим мотор! Движение есть? Водитель начинает управлять машиной, и
колеса тихонечко двигаются. Началось движение?» (Да!)
Педагог направляет детей в
проблемно-противоречивую ситуацию и способствует активному решению
поставленных проблемных задач, задает провокационные вопросы, например:
«А когда машина загудела, она уже движется или все еще стоит?».
При обсуждении начала движения
автомобиля можно спросить у детей: «Машина была в покое, а потом
началось движение. Первый момент движения — какой?» (Колеса начинают крутиться.)
Возможно кто-то из детей скажет, что начало движения было, когда «машина стояла и поехала», т. е. сначала она была в покое.
Далее для подобного опыта можно
использовать игрушечный поезд: «Посмотрим еще раз. Внимательно смотрим —
покой. А сейчас начнется движение! (Педагог запускает поезд.) Когда
началось движение?
(Когда толкнули поезд. Колеса двигались.) Вот колеса сдвинулись. А прежде чем колеса сдвинулись, был покой или движение? Какой же момент движения самый первый?» (Когда поезд толкнули и колеса покрутились.)
Педагог продолжает дискуссию, подводя
детей к выводу: «Сначала поезд стоял, потом поехал и снова остановился.
Прежде чем он поехал, был момент движения. Перед движением был момент
покоя. Значит, движение начинается с покоя, а заканчивается остановкой,
то есть покоем. Получается, что и начало и конец движения являются
состояниями покоя».
Педагог говорит: «Вот какие сложные
вопросы мы сегодня решаем! Трудно определить, когда начинается и
заканчивается движение. А теперь у меня к вам еще один вопрос. С чего
начинается движение человека?»
Дети предлагают варианты ответов.
Педагог просит обосновать их и уточняет, что нужно назвать такой момент,
когда движение только-только началось.
Дети, вероятно, окажутся в затруднении.
Педагог задает вопросы по следующей схеме: «Если первым моментом
движения является тот, когда человек стоит с поднятой ногой, то
предыдущий, когда нога опущена чуть-чуть ниже, является уже покоем или
нет?»
Далее педагог проводит игру «Отгадай
движение!». Ребенок, который хочет быть ведущим, замирает в статичной
позе начала движения. (Педагог называет шепотом ему на ухо движение,
например: прыгать, хлопать в ладоши, чихнуть, упасть, бежать, спать,
есть, пить, собирать грибы и т. д.) Дети угадывают движение.
Игра повторяется 3–5 раз.
Можно изменить правила: ведущий-ребенок
загадывает движение, а остальные дети отгадывают, какое же действие
последует за этим моментом покоя.
Домашнее задание для родителей.
Поиграйте с ребенком в игру «Отгадай движение!».
Ребенок изображает начало движения, а взрослый угадывает. Далее можно поменяться ролями. |