Цели. Формирование представлений о
движении, как о процессе, состоящем из смены состояний покоя. Развитие
диалектических мыслительных действий превращение, объединение.
Методические рекомендации. В
ходе занятия дети продолжают оперировать противоположностями «движение» и
«покой» с помощью диалектических мыслительных действий превращение (смена движения покоем), объединение (движение состоит из кусочков покоя).
Методика проведения.
Педагог напоминает детям предыдущее
обсуждение: как трудно было определить момент, когда движение началось.
Спрашивает: «А когда началось наше занятие? Кто мне может сказать, в
какой момент?»
Дети могут ответить, что сначала
«покушали, потом сели на стульчики и началось занятие», или что занятие
началось, когда педагог вошел и поздоровался, или когда внимательно
посмотрел и приготовился говорить…
Педагог продолжает: «Давайте поиграем. В
прошлый раз мы показывали начало движения — состояние покоя, помните?
Кто-то собирался прыгнуть и застыл в этой позе, кто-то хотел чихнуть и
т. д. Сегодня начало движения будут показывать те ребята, которые не
успели это сделать в прошлый раз».
Проводится игра «Отгадай движение!».
Ребенок-ведущий замирает в статичной позе начала движения. Дети
угадывают движение. Игра повторяется 3–5 раз.
Далее проводится игра «Сломанная
кукла». Дети изображают кукол, которые умеют говорить и ходить. Куклы
выполняют то, что показывает педагог (например, говоря «мама», двигают
руками и ногами и пр.), а по команде «Замри!» останавливаются —
застывают в том положении, в каком их застала команда. Задания должны
предполагать активные действия детей.
Педагог спрашивает: «Ну, как? Вы почувствовали, где было движение, а где покой?»
Игра повторяется несколько раз.
Далее педагог предлагает ребятам поиграть в хорошо знакомую им игру «Море волнуется раз».
Дети совершают произвольные движения,
педагог произносит: «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море
волнуется — три, фигура космонавта (короля, водителя, рыцаря и т. п.) на
месте замри». Дети по команде принимают положение заданного героя. При
следующем проведении игры героя предлагает кто-то из ребят.
Важно отслеживать начало и конец движения и смену состояний покоя, образующих определенное движение.
В завершение педагог говорит: «Наше занятие подходит к концу. А когда оно закончится?»
Некоторые дети скажут, что занятие
заканчивается, когда педагог прощается или когда они начинают делать
что-то другое, когда их зовут на музыкальное занятие и т. д. Важно,
чтобы ребята поняли: достаточно сложно определить начало и конец
движения, действия или явления.
Домашнее задание для родителей.
Поиграйте с ребенком в игру «Море волнуется раз», чередуя состояния покоя и движения, закрепляя понимание противоположностей.
Побеседуйте с ним о том, когда игра началась и закончилась и как мы это можем определить. |