Пятница, 19.04.2024, 20:58
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [164]
ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ [34]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ [213]
НЕСКУЧНЫЕ УРОКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [90]
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ [84]
ПРИРОДА [87]
ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ [77]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [199]
УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ [62]
ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ [4]
МУЗЫКА [72]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ [169]
ОФОРМЛЕНИЕ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА [14]
ОБЖ [79]
ЛОГОПЕД [192]
ВАЛЕОЛОГИЯ [27]
ЛОГИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [30]
МАТЕМАТИКА [151]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [90]
ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ [80]
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА [59]
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ [20]
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [93]
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО [205]
ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ [45]
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ [56]
ЗАБАВНЫЕ УРОКИ ЧТЕНИЯ [50]
ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕМЬЕЙ И РОДОСЛОВНОЙ [21]
ВОСПИТАНИЕ ЦВЕТОМ [8]
ХОРЕОГРАФИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [41]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ [88]
МАТЕМАТИКА ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ [105]
ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ [48]
ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ [53]
ШКОЛА РИСОВАНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [21]
СТИХИ [384]
СКАЗКИ [144]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ [26]
ТЕСТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [54]
ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ НЕПОЛНОГО ДНЯ "УМНЫЙ РЕБЕНОК" [64]
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК [31]
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА [41]
А МЫ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ [94]
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИИ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) [23]
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИИ (СТАРШАЯ ГРУППА) [26]
ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ [29]
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ [57]
УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ И ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ [53]
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ЧАСТЯМИ РЕЧИ [36]
ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ В ПРИРОДЕ [4]
ГОДОВОЙ КУРС ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ [100]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ВОСПИТАНИЕ ЦВЕТОМ

Что такое воспитание цветом?
02.03.2014, 14:52

Цвет играет значительную роль для здорового или больного организма и первостепенную роль – для ума человека. Это – постоянно обновляющийся источник радостен.

Леонора Доде.

Известно, что воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство уже давно учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Например, цветовая терапия существует с незапамятных времен. Еще Авиценна (980 – 1037 гг.) связывал определенные цвета с конституцией человека и рекомендовал соответствующие цветовые лекарства, изготовленные из растений.

Цветовая психология и цветовая диагностика – относительно молодые науки. Их возникновение связано с потребностью измерить психологические явления, найти взаимосвязи, достаточно устойчивые, чтобы судить о качествах человека и целенаправленно воздействовать на него.

И в самом деле, заманчиво создать «систему Менделеева» для цвета, узнать его место в структуре наших эмоций и чувств. Тогда мы могли бы предсказать «звучание» и воздействие цвета в картинах художников, в интерьере, одежде, словом, всюду, где гамма цвета присутствует и воздействует на нас. Существовало немало попыток составления жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием, однако они не увенчались успехом.

Попробуем найти такую систему при помощи статистического анализа. Казалось бы, чего проще, опросить как можно большее число людей. Пусть каждый назовет «цвет эмоции». Но путь окажется также неверным, как если бы мы надеялись воспитать из ребенка творческую личность, дав ему задачки и ответы. Как проследить наличие взаимосвязи между эмоцией и цветом? Как ее оживить? Ответ на эти вопросы и даст нам ключ к проблемам нравственного, художественного и эмоционального воспитания ребенка.

Подходы к решению проблем воспитания творческой личности уже намечены. Это – работы психологов, художников, педагогов, искусствоведов. Каждый из специалистов рассматривает процесс воспитания со своей стороны. А учителя и родители непосредственно на практике сталкиваются с воспитательным процессом и должны сочетать в себе многогранный подход к творчеству ребенка, применяя богатый арсенал методов, разработанный специалистами разных областей.

Что такое воспитание цветом? Для чего оно необходимо? Если цвет является мостиком между эмоцией и личностью, индикатором и одновременно сильным фактором воздействия на человека, то подобный метод воспитания есть связующее звено между нравственным и эстетическим воспитанием. А воспитание цветом оказывается неотъемлемой частью культурного развития. Вот что говорил по этому поводу великий И. В. Гете, который всю жизнь занимался цветом: «Мыслить интереснее, чем знать, но не интереснее, чем созерцать. Благодаря своим оптическим занятиям, я пришел к культуре, которую вряд ли смог бы приобрести… иначе» (Гете И. В. Избранные сочинения по естествознанию. – М, 1957. – С. 6). Воспитание цветом означает и активные методы научения рисованию и видении цвета, и цветовую терапию, и создание гармоничной цветовой среды для ребенка. Освоение мира красок содействует осмысленному образу жизни, повышает настроение и расширяет индивидуальную сферу переживаний. Воспитание цветом усиливает художественное наслаждение, вносит эстетическое начало в каждое «движение» души, в каждый поступок ребенка.

Поэтому, именно в школе, еще на самом начальном этапе обучения важно сохранить и развить любознательность и широту интересов детей. Необходимо направить все усилия на то, чтобы ребенок не перестал удивляться, а значит стремился к новому, делал открытия и радовался творчеству.

Эмоция удивления – одна из самых замечательных, чисто человеческих. Наряду с потребностью в общении, она появляется уже с первых лет существования человека и воплощает радость жизни и познания нового. Переживание удивления всегда намечает перспективу, уводит нас в будущее. И не случайно говорят, что самая удивительная пора – детство. Здесь все открывается впервые, и все оказывается гениально.

Не исключая синтеза литературы, музыки, живописи, мы делаем упор на изобразительные методы художественного воспитания, так как они наиболее наглядны и действенны, могут легко применяться в педагогической практике и домашнем воспитании.

Научить ребенка видеть, эстетически воспринимать действительность – это значит научить его ощущать родство со всем миром. С детства у каждого из нас формируется свой образ, эмоциональная память задает палитру того неповторимого узора мозаики, через который мы смотрим потом на мир. Взрослые зачастую не дают проявиться этому поэтическому образу, навязывая ребенку свои представления «плохого – хорошего», «своего и чужого».

Так как зона ближайшего развития у каждого ребенка своя, то необходим индивидуальный подход. У одного нужно развивать процессы воображения, другой умеет видеть образ, но не может донести его до детального выражения. Третий наоборот, излишне аналитичен, мышление перегружено детализацией, слабо обобщается идея произведения. С помощью психологических методик психолог может выявить и развить недостающие творческие элементы.

Очень важно также развивать мировоззрение и социально-этический комплекс ребенка. Занятия творчеством не только решают психологические конфликты ребенка, но и возвышают его над бытовым фоном, дают новые, так сказать «очищающие» впечатления. В свою очередь восприятие художественных произведений уже не остается пассивным как прежде, малыш начинает сопереживать, применять свой опыт. Если идеал поведения ребенка отличен от представлений о себе, то и в искусстве будет видеть героев, являющихся идеалом, и себя ставить на их место. В этом кроется большая воспитательная сила художественного творчества. В произведениях искусства ребенок видит прежде всего то, что непосредственно относится к его жизни. А поражает то, что уже пережил, либо то, к чему стремится.

Особенно чувствительных к эстетическому детей называют эмотивными. К ним нужен свой подход, с учетом их ранимости, впечатлительности. Такой ребенок может заплакать от прочитанной сказки, печального эпизода в кинофильме или мультфильме. Таких детей не следует сильно перегружать информацией, главное – более осторожно подбирать художественные произведения. Обычно они любят сами создавать художественные образы, сочинять истории и так далее. Взрослые должны поощрять эти способности.

Психологи и педагоги пытаются определить понятие творческих способностей ребенка и подойти к их практическому изучению. Педагоги художественных школ и студий стремятся к тому же, но эмпирическим путем. В настоящее время продвижение в деле изучения творческих способностей не может быть достигнуто без содружества обеих сторон. Причем важно осуществлять сотрудничество таким образом, чтобы психолог, изучающий проблемы формирования и развития творческих способностей, непосредственно соприкасался с самим педагогическим процессом.

У нас в стране комплексным изучением художественного творчества занимается и координирует его постоянная комиссия, работающая в составе Научного Совета по истории мировой культуры Академии наук СССР. Это – новое направление в искусствоведении и ряде дисциплин, касающихся духовной жизни человека.

Наблюдая экзаменационный процесс, процесс оценки работ в художественных школах, заметим, что педагоги интуитивно проделывают ту работу, в отношении которой психолог-диагностик владеет конкретными средствами. В самом деле, когда он хочет исследовать личность человека, то его интересуют основные составляющие: прежде всего свойства темперамента, характера, мышления, памяти, воображения, эмоциональность, креативность (феномен творчесткости) и так далее. Правда педагогов интересует еще формирование навыков, умений, знаний, но для детей, занимающихся художественным творчеством, этого явно недостаточно. Видимо, есть нечто, чему нельзя научиться, но к чему можно подвести – к творческому развитию.

Вспомните, летали ли вы во сне? Обычно такое бывает в детстве. Цветные, яркие сны, похожие на сказку. С образом, символом полета связано представление о полной свободе, независимости, о том, что все силы, которые мешают или препятствия удалены, а маленький человек пользуется в полной мере своими силами. Быть как птица, как ветер, как облако – значит символически стремиться к свободе. Возникает вопрос: существует ли возможность регулирования посредством сознания сферы бессознательного? Это допускают и признают советские психологи, хотя здесь еще очень многое неясно и многое не доказано экспериментально. В частности, психолог Л. С. Выготский писал: «Обучить творческому процессу, акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них выдавать процессы бессознательные» (Выготский Л. С. Собрание сочинений. – М., 1982.-Т. 2. – С. 10).

К числу необходимых черт следует также отнести наличие эмоциональной чувствительности – возбудимости особых эмоций, впечатлительности, отзывчивости, тонкого эмоционального реагирования. Эти знания необходимы для того, чтобы видеть: какие недостающие черты и у кого нужно формировать.

Нравственная и эстетическая позиция являются едиными, потому что «в обоих случаях преодолевается отчужденное, потребительское отношение к окружающей жизни, в обоих случаях для человека не существует безразличных внешних объектов, он не знает «безгласных» вещей, предназначенных лишь послужить средством для какой-нибудь утилитарной цели. В другом человеке он видит субъекта, подобного себе, в продуктах культуры – овеществленную мысль и труд своих предков; в явлениях природы также сумеет найти нечто ценное и родственное ему самому как природному, хотя и вышедшему из природы существу. Такой человек может почувствовать себя причастным ко всей жизни и культуре человечества» в прошлом и настоящем, а значит, будет способным принять на себя ответственность за будущее (Мелик-Пашаев А. Ш. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981. – С. И).

Как относится к миру ребенок? Чем отличается опыт маленького человека, казалось бы, сходный с опытом взрослого, воплощенный в художественном произведении? Изучать данную проблему сложно, поскольку эстетические переживания нельзя исследовать строгими экспериментальными методами. Ребенок всегда любит свою работу, всегда в ней искренен, взрослый же иногда может создавать произведение не для себя, а, например, для выставки. Взрослый художник, кроме того может дословно перенять формальные и пластические приемы у художников прошлого. Работы детей всегда имеют, так сказать, свое лицо, педагог только должен увидеть своеобразие каждого и сохранить его, пока тот не овладеет техникой и мастерством.

Эстетическое отношение к миру убирает ту невидимую психологическую границу, которая в повседневной жизни разделяет «я» и «не я». И ребенок, и художник, и поэт пишут не просто об отстраненных внешних объектах и событиях, а передают свой мир, к которому они причастны. Для ребенка, как ни для кого другого, этот мир целостен, как говорят «синкретичен», то есть каждая вещь не отделена одна от другой.

Музыка, поэзия и танец – все воспринимается как одно целое. Посмотрите на рисунки детей – в каждом из них есть солнце, земля и небо. Это – законченная модель мира. Благодаря нерасчлененности восприятия, ребенок способен радоваться настоящему моменту, он несет чашку с водой и рад, что донес ее и не пролил воду. Любое действие становится для него «действом» – отсюда и тот великолепный артистизм, поражающий своей непосредственностью взрослых. Действительно, ребенок не имеет того абстрактного понятия «труд», которое присуще нам – взрослым. Он несет чашку потому, что ему это нравится. Малышу хочется делать что-нибудь, не задумываясь над тем, зачем и что же будет дальше. Поэтому задачей взрослого в такой момент является создание образа труда не через абстракцию, а через поэзию. Необходимо включать ребенка в свои дела методом игры, оживляя образ, а не абстрактно внушать, что такое хорошо и что такое плохо. Доброта должна образно сложиться для маленького человека из многих дел, поступков. Итак, создание любого образа должно сопровождаться сопереживанием, эмоциональным включением его в ситуацию.

Не менее важным является и нахождение каждой личностью своего образа. Вспомним, как у нас проводятся праздники. Приходит массовик-затейник и говорит: «Ну-ка, ребята, пошли, повторяйте за мной!».

И ребята начинают неумело повторять его движения, некоторые стесняются, создается искусственное оживление. Танец превращается в механическое повторение. А здесь, наоборот, необходимо дать свободу, пусть каждый сам придумает свое выражение образа, представляя о том, как падают листья, кружится снег, передавая пластику животных. Пусть ребенок оттолкнется от поэтического образа и создаст свой, пусть перед ним ставится не конкретная цель, а проблема.

Особенно это касается праздников, которые запоминаются детьми надолго. Тогда каждый желает высказаться, самореализоваться. Педагогам и родителям необходимо активизировать детей в подготовке к празднику, чтобы они вместе оформляли сцену, придумывали костюмы и рисунки, отражающие восприятие необычности глазами малыша. Разные конкурсы, диалог с маленькими исполнителями запоминаются им как этап, как ожидание чуда на всю жизнь. Естественно, мир сказки не должен преждевременно уходить от ребенка. Установка на раннее обучение логическому мышлению, на «вундеркиндов» впоследствии может дать невротические срывы, допустим в подростковом или раннем юношеском возрасте.

Категория: ВОСПИТАНИЕ ЦВЕТОМ | Добавил: admin | Теги: улучшение пищеварения, Фильм Ученик
Просмотров: 1947 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика