Как известно, положительные эмоции связаны с
раскрытием душевных сил человека, а отрицательные – с его невротизмом,
замкнутостью, настороженностью. У ребенка уже в раннем возрасте могут
возникнуть стражи: страх перед чужими людьми, боязнь темноты, боязнь
оставаться одному дома. Все эти страхи формируют взрослые, а когда
ребенок подрастет, то могут внушить еще и социальный страх: перед
посещением школы или перед учителем, боязнь не справиться с заданием.
Страх формируется в результате запугивания, при повторяющихся
напряженных ситуациях, недостатке душевного тепла. Боязнь незнакомых
ситуаций, новой обстановки, незнакомых людей «гасит» поисковую
активность ребенка, лишая его необходимых для развития эмоций удивления.
Таким образом, личность не раскрывается, гармония эмоций нарушается,
припадая на ранний возраст, когда существуют периоды повышенного
проявления страха. Особенно отрицательно
сказывается пассивность такой семьи, в которой в основном смотрят
телевизор и слушают радио. Ребенок обрекается в данном случае на
душевное одиночество. После такого «воспитания» не следует надеяться на
творческую самостоятельность малыша. Более того, просмотр многих
программ для взрослых, засыпание и просыпание под радио могут сделать
его невротиком. Взрослые должны
сосредоточить все свои усилия для создания радостной атмосферы. Вечерняя
сказка по телевизору не может заменить песню или сказку, рассказанную
родителями. Именно рассказ, живая беседа, а не чтение часто дают
ответную реакцию ребенка, развивая его творчество и воображение.
Вспомните свои переживания в детстве: огромность дня и окружающего
пространства, загадочность мира, находящегося за пределами комнаты,
своего двора, улицы… Или вспомните неповторимое ожидание Нового года.
Целостность образа, ощущение полноты бытия – вот что отличает мир
детства. И этот мир важно не разрушить, его следует осознать и пережить
на новом уровне. Роль изобразительного
творчества нельзя переоценить. Равнодушие, отсутствие бережного
отношения к работам ребенка сигнализируют о том, что он находится в
опасности. Оказывается, если проанализировать детские работы, применив
данные психологической диагностики, то можно увидеть, что они
прогнозируют дальнейшую жизнь ребенка. Особенно это заметно среди тех,
кто стал художником. Колорит, композиция, содержание работы маленького
художника свидетельствуют о его пристрастиях, индивидуальном и
неповторимом взгляде на мир. Неблагополучная ситуация в семье прямо
отражается на произведении ребенка. Заметим,
что программа эстетического воспитания ни в коем случае не должна быть
жесткой. В ней нужны экспромт, интуитивный подход, подкрепление занятий
приятными событиями и переживаниями. Это могут быть и занятия на
природе, совместные походы в музей и на ярмарки, игры, спортивные
занятия и так далее. Но оставить след эти мероприятия могут только
тогда, когда их проведение обсуждают вместе со взрослым, закрепляя в
творчестве и передавая в наиболее ярких образах. Ведь, например, из
просмотренного спектакля ребенок может вынести всего одну фразу,
заинтересовавшую его, поэтому задача взрослого – научить думать,
обобщать, не навязывая своего «правильного» мнения. Замечено,
что творческие личности проявляли самостоятельность в решении задач с
детства, они старались все делать по-своему. Во многом здесь имеет
значение уверенность в себе, которая проявляется в дальнейшем и мало
изменяется. Уверенность необходимо, конечно, развивать. Важно
найти те способы самовыражения, которые ребенок использует с большим
увлечением. У одного это – моторная память, у другого – зрительная и так
далее. Оттолкнувшись от основного образа, созданного малышом, нужно
вывести его на другие виды художественной деятельности. В любой период
своего развития он должен заниматься тем видом искусств, который
нравится, и затем, максимально реализовав себя в нем, либо перейти к
другому, либо на более высоком уровне овладеть мастерством в найденном
виде творчества. Занятия рисованием могут смениться лепкой, танцем,
музыкой. И все эти перемены происходят естественно, педагогу нужно
только вовремя подхватить и максимально развить эту способность. Обычно у
детей, не склонных обучаться живописи профессионально, интерес спадает
после 3-х месяцев обучения в изобразительной студии, сменившись новым
видом самовыражения. Вероятно, школы будущего будут построены по
принципу такого циклического обучения, когда все ребята не будут
заниматься одним и тем же целый год, а в соответствии со своими
способностями и склонностями начнут переходить в разные группы. А
вот передо мной рисунок семилетней Оксаны. Сегодня все рисовали на тему
«Мой дом». И что же видно на ее рисунке: черной краской расплывается
фасад дома, он стоит где-то в самом углу, а ниже – крохотная фигурка
человека, как будто он хочет убежать с листа. Рисунок оказался
небрежным, с грязными разводами коричнево-синей краски. Смотрю
на рисунки других детей. Свой дом, своих родственников они рисуют
совершенно по-разному: вот – праздничный стол, а за ним сидит вся семья,
или все вместе идут на праздник. Совершенно по-другому воспринимает
семью Оксана и переносит свои чувства на бумагу. Что же происходит у них
дома? Я узнаю, что ее родители недавно
развелись. После развода мать с девочкой переехала на другую квартиру, а
отец остался на прежнем месте со своими родителями. Оказывается, все
время мама не ладила с родителями папы. А ведь с самого детства девочка
жила в окружении своих близких: отца, бабушки, дедушки, матери, а теперь
привычный уклад ее жизни нарушен. Оксана не может перенести разлуку с
бабушкой, ведь они очень привязаны друг к другу. Когда она видится с
отцом, то это сопровождается большим нервным напряжением всех участников
встречи. Девочке диктуют запретные темы, дают разные наставления,
словом, прежний конфликт продолжается, сюда втянут еще и ребенок. А
дети, как лакмусовая бумажка, реагируют на все нюансы психологического
климата в семье. И не только сами взрослые после развода становятся
невротиками, – они окунают в мир дисгармонии еще не сформировавшегося
маленького человека. Вот что говорит Оксана: «Мне стыдно, у меня нет
папы. Все дети меня дразнят, что у меня его нет». Учительница
знала о сложной ситуации в семье девочки и стала, к сожалению,
расспрашивать ее при одноклассниках. Бестактность и бесчувственность
взрослых людей привела еще к одной ошибке. Хотя ребенку нужно объяснить,
что изменились только условия, а отец ведь никуда не исчез. После
развода прошло несколько месяцев, и однажды мама возмутилась, узнав, что
говорит дочка: «Разве у тебя нет папы? Ты ведь знаешь, где он живет,
ходишь к нему, и если ты будешь говорить детям, что у тебя его нет, то
скажешь неправду». – Тогда я буду говорить, что у меня есть папа! – с облегчением ответила девочка. Ее
мать начала понимать, что оскорбления, наговоры на отца, запрещение
посещать бабушку изменяют отношение ребенка прежде всего к себе.
Восстанавливая детей против одного из близких, взрослые сами того не
ведая, отчуждают от него весь мир, разрушают целостность этого мира. У
ребенка возникают страхи. Действительность теряет красочность, становясь
еще более суровой, чем для взрослого в экстремальных условиях.
Нагнетание обстановки в семье формирует противоречивое отношение к
окружающим. Итак, обратимся еще раз к
рисункам детей в неполных, конфликтных семьях. Мы снова увидим грязные
краски, искаженные фигуры. Вот такая получается фотография той невидимой
психологической атмосферы, которую создаем для ребенка сами. Вот какой
вырисовывается картина нашей души, которую вкладываем в него. Кстати,
еще одной причиной возникновения отчужденности, грубости у ребенка
является потакание во всем, чрезмерная доброта и самозабвенная любовь
родителей. О чем можно судить по такому рассказу. «Саша – совершенно невозможный человек», – говорит педагог об одном из своих учеников. Причем
у мальчика совершенно казалось бы благополучная семья. У него
прекрасные родители – все делают для Сашеньки. А он грубит, критикует и,
самое обидное, смеется всем в лицо – независимо от того, как к нему
относятся: плохо или доброжелательно. В
данном случае родители культивировали в ребенке эгоцентризм, закрывая
ему глаза на все другие точки зрения о нем. Тем самым вызвали ответный
гнев и раздражение не только в свой адрес, но и на других окружающих.
Чрезмерно высокая самооценка привела ребенка к конфликту, несоответствию
действительности. Общение с окружающими стало невозможно. Возникло
требование ко всем: оценивать его так же как в семье. Мы
рассмотрели только два крайних полюса отношений: ребенок-семья, когда
есть чрезмерное превознесение или полный дискомфорт. Как заметно, и то, и
другое ведут к одному результату – отчуждению, поломке системы оценок и
самооценок. А теперь задумайтесь, как Вы
воспитываете своего ребенка? Вспомните, в какой обстановке выросли Вы
сами, не переносите ли полностью модель своей семьи в прошлом на
сегодня? Еще один случай, демонстрирующий
влияние самооценки на детское творчество. У Бори М., ученика 8 класса
Республиканской художественной средней школы всегда получались хорошие
работы. Мальчик немного затрачивал времени и усилий, он в самые крайние
сроки успешно справлялся с заданиями. Окружающие хвалили его, некоторые
даже льстили. За счет похвалы и рано приобретенной славы произошли
распыление мастерства, утрата прежней живости и непосредственности в
рисунках. Мальчик создал себе потолок, и взлет сменился падением. Боря
стал пропускать постановки, заранее думая, что потом наверстает
упущенное и сделает сразу два задания. Появилось приспособленчество
(конформность), он стал исполнять роль маленького гения, которую ему
навязали. Однако профессию художника можно сравнить с профессией
скрипача: стоит пропустить репетицию, как уже не получается, да и пальцы
не слушаются. Осознавая свой уровень,
как достаточно высокий, ребенок сам ограничивает свою свободу, свое
творчество. Таким образом, эмоции сгорают на успехе. Во многом это
зависит от типа личности. Некоторые дети при неудаче наоборот мобилизуют
все свои силы и достигают положительного результата. В основном, это
свойственно детям с сильной нервной системой, так называемым борцам за
справедливость. Для ребенка-меланхолика, обладающего слабым типом
нервной системы, экзальтированного, неуспех может оказаться концом всех
его начинаний в творчестве. Задача учителя – знать: как и кого нужно
поощрять, когда уместно сделать замечание. Наиболее
тяжело переживается неудача в подростковом возрасте, когда все
достижения на виду у товарищей и так важно утвердить себя как личность.
Замечание может вызвать протест, негативное отношение к творчеству. |