Стол прослужил на одном месте 12 лет одному
хозяину. И вот пришло время другого владельца стола. Он пришел,
посмотрел и решил: «Старый и несовременный, нужно заменить». Так и
сделал. Стоит теперь стол в сарае, в нем поселились мыши, паучки. Значит
он кому-то еще нужен, хотя бы вот этим букашкам. Вот и продолжает
существовать. «…Стол, ты помнишь все: и
рабочие руки, и руки в нарукавниках, и руки в рубашках с золотыми
запонками и браслетами. Стол – это маленькая история человечества». В
творчестве ребенок должен быть честен, хотя бы перед самим собой. Вот
на что важно ориентировать при выборе любой темы. В конце концов педагог
обязан проиллюстрировать ее необходимость. Занятия в студиях также
показывают что даже при самом максимальном раскрепощении ребенка,
свободная тема не выдерживает более двух занятий. Дети сами просят дать
им задание. Здесь педагогу не помешают ни поэзия, ни артистические
способности, ни музыка. Для художника не
существует отдыха, где бы тот ни был, он все пропускает через себя. Для
ребенка это – нормальное состояние. Положительные эмоции, направленные
на восприятие нового, воплощаются в творчестве. Если работа
неинтересная, то и эмоции поглощаются. Почему ребенок никогда не
перестает удивляться миру? – Да потому, что он относится ко всему не
предвзято, непосредственно. Он входит в огромный мир, доверяя своему
сердцу. Образно говоря, его «внутреннее стекло» еще незамутненное, а
внутреннее видение способно воспринять и яркие лучи солнечного света, и
черно-синюю глубину ночи. Произведения
художника – результат его состояния или понимания какого-то явления.
Оканчивая полотно, он всегда видит на нем что-то свое, выбирает что-то
для себя и это расширяет его внутренний мир. А зритель потом находит
свои проблемы, совершенно разнообразные и порой неожиданные для самого
художника. Чтобы войти в работу, получить от нее эстетическое
наслаждение, нужно быть таким же непосредственным, как ребенок, который
каждый день радуется миру. Многие взрослые смотрят на произведение,
стремясь увидеть в нем сюжет. И как ни парадоксально, но расширить
кругозор поможет детское творчество. Язык
изобразительного искусства хаотично входит в жизнь малыша, потом
дошкольника. Эстетическую программу может задать даже роспись в детском
садике, или картина, висящая над его кроватью. Если не помочь ребенку в
дальнейшем развитии, то художественный язык переходит во внутренний ряд,
остается в потенции. Если же ребенок видит лучшие произведения, то этот
багаж остается в его сознании. Постепенно складывается понятие
«красивого или некрасивого». В одной из
студий педагог учил рисовать по линейке, ему, видимо, нравились
ровненькие домики, с аккуратными деревьями вокруг. Дети, слушаясь
наставника, изображали такие дома, одинаково раскрашивая листы альбомов
оранжево-зелеными красками. Но, к сожалению, изометрия, преждевременное
навязывание ребенку перспективы, отбивают всякое желание к
самостоятельному творчеству. Здесь «выживают» именно не художники. И
вот в студию пришел другой педагог. Ситуация меняется. Рисунки тех же
детей стали разными. Им задали, подобную тему «Мой город», и сколько
неожиданного и прекрасного увидели они сами и преподаватель. У каждого
оказывается свой колорит, для каждого город – это свой неповторимый
уголок. Кто-то нарисовал город будущего, а кто-то показал космический
город, состоящий из загадочных фигур, летящих в пространстве. Итак,
педагог всегда должен акцентировать внимание на удачных моментах,
ориентировать ребенка на внутреннюю свободу. Тут не важно при помощи
чего это будет сделано – темы или новой техники. Основное, чтобы ребенок
нашел свой стиль и увидел, что он умеет создавать образ. Бывает
так, что малыш не может рисовать, но желание у него огромное. Здесь
необходимо попробовать занять его прикладными видами творчества.
Художник входит в кон такт с ребенком и видит, что здесь нет «тем»:
жизнь ли, игра ли, но творчество детей – всегда искусство ради
искусства. Ребенок всегда сделает только то, что нравится. Он, в свою
очередь, может научить взрослого отойти от стереотипа, почувствовать
непридуманный мир, поверить в красоту.
|