Воображение более важно, чем знание. Альберт Эйнштейн
Ребенок
рисует на снегу. Домики, человечки, машины – кому что нравится… Вот
оно, самое первое представление о мире, о себе, тот маленький и, вместе с
тем, огромный опыт, который несет в себе каждый ребенок. Потребность в
общении рождает творчество – язык универсальный для всех. Растает снег,
волна смоет домики на песке, а маленький человек унесет с собой новое
отражение себя, одухотворив на мгновение природу. Владея
приемами изображения, ребенок вкладывает в него то, что он «видит» и
то, что «знает». Среда, культура, воспитание играют решающую роль в
формировании наших эстетических идеалов. Например, в одной из
африканских культур эталоном является не угловой, а круговой стиль. То,
что у нас принято делать квадратным: окна, поля, дверные проемы – у них
круглое. Там просто не существует слова «квадратный». Итак, мы можем
научить ребенка создавать форму и цвет, воплощать графический образ. Ребенок
идет в школу. Тут упор делается на обучение чтению, развитие
логического мышления, что усугубляет, в основном, восприимчивость к
форме. На этом этапе важно не наложить определенные рамки и «правила» на
самовыражение новичка, а развивать цветовое восприятие и фантазию.
Всеобщее требование к аккуратности и порядку не должно превалировать в
работе с изобразительными средствами. Иначе ребенок будет просто
тщательно срисовывать, полагая, что и здесь есть «правильный» ответ. Возможности
развития чувств, эстетических вкусов в младшем школьном возрасте весьма
широки, что связано с такими чертами, как непосредственность,
доверчивость, любознательность. Ребенок
приносит с собой из дошкольного возраста красочную палитру чувств,
подчас импульсивных и непроизвольных. Однако школа заставляет подчинить
их определенному режиму, дисциплине, организационному порядку. Но любая
деятельность, какой бы не занимался школьник, является эмоционально
окрашенной. Он быстро заражается настроением окружающих, радость
сменяется печалью, страх – удивлением, удовольствие – отчаянием. Эмоции
неустойчивы и всегда выражены внешне. В этом возрасте ребенок очень
внушаем, и кроются большие возможности для развития его артистизма,
художественного самовыражения. Почти все дети интересуются лепкой и
рисованием, танцами и музыкой. Вот и важно показать как можно шире
разнообразие материала, возможности изобразительных средств. Язык
последних связан с работой не только глаза, но и других органов чувств.
Поэтому необходимо прибегнуть к различным нетрадиционным способам работы
с любым материалом. Для этого пригодятся
дерево и стекло, цветная бумага и картон, пластилин и глина. Ребенок
очень тонко реагирует на замечание взрослых, во многом подражая им. Для
наиболее полного раскрытия способностей и воображения необходимо создать
положительный эмоциональный фон. Неблагополучие в семье, замечание
учителя, неприятности в школе – все отразится в творчестве. Обратите
внимание на то, что и как рисуют дети, имея хорошее настроение. Вы
увидите, что цвет – это и есть радость жизни, разнообразные гаммы и
переходы наших эмоций. Воспринимая
музыкальный тон, мы непременно эмоционально окрашиваем его, точно также и
цвет вызывает определенный отзвук в душе. Поэзия, обладая
вокально-цветовой интонацией, заставляет видеть, слышать, осязать
художественный образ. Художественные
способности: музыкальные, изобразительные, хореографические всегда
существуют в единстве, поэтому современное художественное образование
должно быть многогранным. Талант синтетичен по своей природе. И
действительно, говоря о том, что каждый ребенок талантлив, подтверждаем
его одаренность во многих областях искусства. Все дети в какой-то период
очень увлекаются и искренне выражают себя в рисовании, лепке,
аппликации, литературном творчестве. Поэтому важно подойти к обучению
синтетически. Пока еще у нас существуют отдельные художественные,
музыкальные и другие школы, но в будущем, вероятнее всего, педагогика
искусств пойдет по пути синтеза. Поэтому
родителям и педагогам предлагаются различные занятия и упражнения,
помогающие разнообразить переживания и взаимосвязи изобразительного
творчества с другими видами искусств. Развивая художественную интуицию и
вкус ребенка, следует найти определенное поле деятельности для его
развития. Задача взрослого-расширить поле его мотивации. Многообразие
увлечений в младшем школьном возрасте позволит ребенку определить и
раскрыть свои способности. Учеными установлено, что с 2-х до 7-ми лет
почти все дети рисуют, а к подростковому возрасту подобное увлечение
проходит и сменяется литературным творчеством. Каждый третий подросток
пишет: стихи, прозу, ведет дневник. Осваивая
мир, дети наделяют его смыслом и значением. В основном такое происходит
не в целесообразной и рациональной форме, а в форме игры, в
художественном познании. Природа – это нескончаемый поэтический
источник, а искусство для ребенка – стремление к единству всех существ и
вещей в мире, установлению взаимосвязей и диалога между ними. Реальный
мир ребенка оказывается таинственным и огромным, а чувство реальности
соединено с воображением и фантазией. Поэтому дети имеют право открывать
свой путь к реальности. Взрослый здесь не должен что-то запрещать или
навязывать свои вкусы и способы работы с любым материалом. Приведем
конкретный случай из педагогической практики. Дети сообщают
преподавателю художественной студии, что карандашами рисовать нельзя, а
можно только красками. Оказывается, учитель рисования в школе запретил
пользоваться мелками, карандашами и фломастерами, так как иначе
невозможно научиться рисовать. Многие
дети после этого вообще могут бросить занятия рисованием. Наоборот,
следует показать разнообразие техники, чтобы они свободно владели
материалом. В данном случае будет правильным даже рисование пальцем,
если кому-то так нравится. Ведь краска – та же цветная глина, только на
плоскости. Дети в 5 – 6-ть лет свободно
выражают себя, отражая свою фантазию на бумаге. Труднее в этом отношении
работать с 10 – 12-летними. Они могут уже не трансформировать свой
багаж, а идти в сторону подражания реальности. «У меня неправильно
получилось, я не умею рисовать», – думает ребенок. Анализ забивает все
лучшее, что было раньше. Музыкальные
способности и хореографические дарования формируются раньше, но они
являются более редкими, ведь абсолютный слух не характерен для
большинства людей. Однако через изобразительное творчество проходят
абсолютно все. Оно наглядно и доступно,
позволяет иметь определенный опыт понимания действительности. Посмотрим
на детские рисунки, как они оригинальны и свежи! Почему же с возрастом
уменьшается круг людей, от природы способных к изобразительной
деятельности, и еще меньше тех, кто собирается стать профессиональным
художником? Связано это с тем, что рисование для ребенка – во многом
продолжение игры. Но искусство не является игрой, хотя часто и
сравнивается с нею. Искусство имеет коммуникативную функцию. Художник
способен посмотреть на свое произведение со стороны, а ребенок, играя,
полностью увлечен деятельностью, находясь, как бы, внутри ее. Значит, в
художественном творчестве имеют значение не только способности, но и
направленность, мотивация. Изображая окружающий мир, ребенок проигрывает
роль взрослых, овладевает приемами, необходимыми для соприкосновения с
деятельностью. Художник же созидает на более высоком уровне, обобщая
духовный опыт человечества, ориентируется на «другого». Младший
школьник во многом подражает взрослому. На основе копирования может
развернуться и творчество ребенка. В данном случае задействовано
воссоздающее воображение, ребенок «орудует» уже имеющимися в его
распоряжении образами. Поэтому многие срисовывают с открыток,
воспроизводят образы из мультфильмов. Иногда встречаешь родителей,
которые хвалят и ставят в пример другим аккуратные рисунки-копии –
праздничные Деды Морозы, повторение иллюстраций из книг. Идя по этому
пути, ребенок аккуратно и прилежно срисовывает картинки и
останавливается в развитии творческом, превращаясь в маленького
чертежника. В то время как сензитивный (особо чувствительный) период к
изобразительной деятельности проходит. Необходимо включать творческое
воображение, создающее новые образы, новые пластические решения. Иначе
мы столкнемся с таким явлением, как шаблонность и банальность мышления,
штампы и тому подобное. В одном из
профтехучилищ Киевской области мы проводили эксперимент среди учащихся.
Ребята рисовали несуществующих животных. Этот своеобразный тест на
воображение дал плачевные результаты: почти все рисовали Чебурашек и
роботов. Уроки рисования должны
максимально развить фантазию ребенка. Важно не оттолкнуть его и не
ограничить скучными тематическими занятиями. Например, тема «Мир» не
должна ограничиваться рисованием символа мира – голубя, а тема «Новый
год» – елкой и Снегурочкой. Попробуйте натолкнуть ученика на новые
решения, создать проблемную ситуацию поиска, помогите ему
непосредственно выразить свои переживания. Развитие
воспроизводящего воображения – значит развитие памяти, на которую во
многом и делается акцент школьного обучения. Ребенок запоминает вопросы и
ответы, заучивает их. Через определенный срок доля информации
стирается, в отличие от творческого приема, который однажды, освоив,
можно перенести на другие виды деятельности. Мы предлагаем ряд заданий, направленных на выявление особенностей творческого воображения. Вырежьте фигуру из цветной бумаги, наклейте ее в виде аппликации, затем дорисуйте все, что нравится. Критерии
оценки: оригинальность пластического решения, оригинальность образа,
уровень обобщения. Вторым этапом к этому заданию служит составление
рассказа по своему рисунку. Например, рисуя фигуру человека, дети уже
анализируют, как надо правильно рисовать руку и так далее, хотя раньше
прибегали к условному изображению и рисунок выигрывал своей целостностью
и колоритом. Таким образом, необходимо
дать ребенку выразиться, найти и поддержать лучшее в его изобразительном
языке. В то же время опыт работы показывает, что нельзя пускать занятия
на самотек. После двух-трех занятий на свободную тему дети жалуются,
что не знают, что рисовать дальше. Здесь во многом могут помочь занятия,
посвященные работе со случайностями. Это – и монотипии, и работа с
цветным симметричным пятном. Преподаватель показывает, что в
неопределенности можно найти образ. Так же как мы видим плывущие замки
или животных в облаках, или человечка в пятнах Луны. Туман, морозные
узоры на стекле – все это побуждает нас к активному творчеству,
пронизывает весь наш опыт. Критерием успешности работы со случайностями
может служить продуктивность (количество целостных образов),
оригинальность ответов. Воображение – не
только способ конструирования нового, но и своего рода ускоритель его
психического развития, его продуктивная сила. И это должно быть, как к
примеру рост организма. Воображение создает внутреннюю ситуацию реакции
на новизну, прокладывая путь к сознанию разнообразия мира. Для 7 –
8-летнего ребенка основной деятельностью становится учебная, он черпает
свои силы из игровой, художественной деятельности, предшествующей и
сопровождающей школьника. Путешествие
ребенка в страну искусства – путешествие его воображения. В свое
произведение он вкладывает все, что узнал, все, что взволновало. Вот что
говорит о художественном творчестве известный австрийский поэт
Р. М. Рильке: «Чтобы написать одно стихотворение, нужно увидеть много
городов, людей и вещей, нужно узнать животных, нужно почувствовать, как
летают птицы и узнать, какие движения совершают … цветы, открываясь рано
утром» (Рильке Р. М. Заметки Мальте Лауридса Бригге. – Петербург,
1910. – С. 7). Процесс воображения
способствует совершенствованию практического опыта. Наглядно это можно
проиллюстрировать экспериментами по преодолению ситуации
неопределенности детьми младшего и среднего школьного возраста. Ситуация
неопределенности не даст условий, способов и ответов в решении задач.
Выбор решения проходит ступени, где ребенок сопоставляет данные прошлого
опыта, невозможного и возможного. Этот процесс происходит в
конкретно-образной форме, иногда сюда привлекаются и абстрактные знания. Дети
7 – 10-ти лет – учащиеся художественной студии работают в технике
монотипии. Так называется печатный оттиск на бумаге, на которую краска
переносится под давлением. Печатной формой служит поверхность стекла с
нанесенным акварельной краской изображением. Вот и выходят
неопределенные пятна, а в них студийцы находят образы. Оказалось, что
дети этого возраста чаще всего видят изображение животных. Проводя
подобные занятия с 10 – 13-летними, мы видим, что у них преобладают
такие эмоции, как радость, удивление, гнев и отвлеченные понятия:
изображение, действие. Зато ребенок старшего возраста начинает опираться
уже на свой эмоциональный опыт, тогда как раньше был задействован, в
основном, предметно-конкретный опыт. Французский психолог Т. Рибо
утверждал, что воображение постепенно угасает в подростковом возрасте.
Действительно, на место конкретно-образного фантазирования приходит
эмоциональное. А Л. С. Выготский отмечал, что у подростков пристрастие к
рисованию сменяется литературным творчеством и становится массовой
формой деятельности воображения. Кстати, для этого возраста большую
возможность для раскрытия эмоций имеют слова. Таким образом, на занятиях
по изобразительному искусству надо определять уровень абстрагирования
каждого ребенка. Значит необходим индивидуальный подход. Преподаватель
может повышать уровень воображения, оригинальность работ детей, для
чего желательно развивать подвижность образов воображения. Одним из
способов может явиться прием, когда наклеиваются различные материалы:
бумага, ткани, кожа и другое. Под рукой должен быть набор разноцветной
ткани, бумаги, страниц из журналов, картон, конфетные фантики. Мы
проводили специальные занятия с детьми в целях активизации творческого
воображения. Ребенок вырезает разнообразные геометрические фигуры. Затем
наклеивает на картон и дорисовывает по своему воображению. Здесь можно
оценить, насколько работа является творческой. Одинаковым считалось
выполнение задания, когда круг превращался в воздушный шар или солнечный
диск. Работа расценивалась как менее творческая, если различные фигуры
применялись для изображения одного и того же предмета, например, домика и
тому подобного. Кроме того, следует анализировать популярность ответов,
здесь менее творческими будут уже известные образы из мультфильмов:
Волка, Зайца, крокодила Гены и так далее. Иногда
ученики отказываются дорисовывать, изображая рядом что-то свое.
Педагогу следует обратить особое внимание на контакт с такими детьми.
Возможно также и повторение образа, копирование выбранной фигуры,
необходимо показать ребенку процесс создания аппликации, подробнее
объяснить задачу. Некоторые подходят к заданию чисто схематически,
изображая отдельный объект и более или менее наделяя его деталями. Еще
один вариант – включение изображаемого в какой-то сюжет действия,
например, человек у ветряной мельницы. Треугольник уже явился не крышей
дома, а крылом мельницы. Именно здесь и проявляются творческая свобода, и
неповторимая оригинальность использования геометрических элементов.
Максимально индивидуальность может выразиться, когда основной
деятельностью становится игра. Как раз в этот период ребенок
сталкивается с разнообразием сюжетных ситуаций и воплощает их в своих
произведениях. Наиболее оригинальной будет работа, когда фигура коллажа
(наклеивания) используется как элемент нового образа и не довлеет над
всем образом. Например, квадрат
изображается как ящик. В данном случае мы встречаемся со следствием
воображения и подчинением его целостному, конкретному объекту. Ребенка
необходимо научить находить более далекие аналоги, подвижно оперировать
воображаемыми образами. В данном случае поможет и работа в технике
матриц. Последние могут быть сделаны из картофеля, резинового пластика и
тому подобного. Ребенок окунает клише в краску и при помощи одной и той
же матрицы (например, круглой, получает разные образы), либо из разных
матриц строит одни и те же образы. Это формирует не только подвижность
воображения, но и чувство тона, так как матрицы могут передавать цвет
насыщеннее и более размыто. Итак, ребенок получает представление о том,
как элементы одного художественного образа включаются в другие.
Происходит перенос фигуры в качестве детали в новые творческие работы. В
процессе преподавания необходимо развивать зрительную память, умение
видеть, замечать, мысленно комбинировать образы. Наблюдательность,
развитое творческое воображение чрезвычайно важны в последующей
деятельности. Все эти качества влияют на подход к любой работе: на
изобретательность и точность, целостность и нешаблонность решений.
Правильно построенные систематические занятия способствуют успешному
обучению изобразительному искусству. Но ни одна, даже самая
совершеннейшая программа, не сможет заменить общение с преподавателем.
Только он способен одухотворить занятия, привить уважение к творчеству.
План работы преподавателя – это конструкция и он должен сделать ее
живой, доступной и, придерживаясь единой линии, подходить к ней
творчески. Как же построить занятия?
Обычно мы даем ребенку тему и он выполняет задание. В данном случае
взрослый обозначает словом то, что требуется. Задание определенной темы
не должно сужать поле деятельности детей. Поэтому лучше давать либо
наиболее глобальные темы, например, «Космос», «Впечатления о лете», либо
проводить их в виде иллюстрирования к произведениям. Такой подход учит
пониманию единства и взаимосвязей литературы и изобразительного
искусства. Рисование на свободную тему должно совмещаться с работой с
натуры, чтобы ребенок ощущал связь окружающего мира со своим внутренним
миром. К процессу обучения необходимо
подходить с двух сторон. По традиционной программе предлагается
нарисовать куб с натуры и так далее. И в то же время следует задавать
рисование портрета. Это делается для того, чтобы не произошло
закрепощения и непонимания: зачем овладевать техникой рисунка.
Необходимы также своего рода классические принадлежности: резинки,
карандаши, набор бумаги. Уже с 7-ми лет можно учить рисовать куб и
другие геометрические фигуры. Главное – надо привить профессиональную
терминологию. Кабинет рисования или студия должны быть хорошо
оборудованы, что создает атмосферу ответственности, настраивает и
дисциплинирует ребенка. Студия – своего рода театр, где происходит
серьезное и важное дело. Только так ребенок научится уважать свое и
чужое творчество. Важно также проводить беседы с родителями, чтобы они
уважали детское творчество. Ни в коем случае нельзя выбрасывать детские
рисунки. Неплохо делать домашние выставки, украсить ими детскую. Конкурсы
и выставки являются очень важными этапами в процессе обучения. Выставки
следует устраивать каждые 3 месяца, а конкурсы приурочивать к
праздникам. Каждое занятие обязательно заканчивать мини-выставкой.
Естественно, ребенок должен видеть плоды своего труда. Обсуждение
выставки важно начинать с высказываний самих детей. Затем преподаватель
объясняет и обращает внимание на положительные стороны, а также
разбирает ошибки. В данном случае большую роль играют такт и
деликатность учителя в оценке детского творчества. Обычно, работы с
натуры, постановки оцениваются, а творческие – отмечаются и поощряются. В
процессе занятий дети будут овладевать пластическими законами. Значение
и взаимосвязь динамики, ритма, фактуры необходимо доносить в комплексе с
другими видами искусств: литературой, музыкой, танцами. Ребенок должен
научиться говорить на языке изобразительного искусства. Если кто-то
хочет лепить, то пусть лепит. Например, нарисовав натюрморт, слепит его.
Можно прослушивать сказку и музыку по ней. Все это будет расширять
познание в русле синтеза искусств. Большое значение имеет применение
психолого-педагогических знаний, введение в обучение проблемных
ситуаций, формирующего эксперимента. Занятия художественным творчеством
придают активность и целеустремленность в овладении другими предметами,
помогают выработать целостный взгляд на мир. С умением писать и рисовать
развивается умение мыслить, самостоятельно разбираться в
действительности. |