На каком-то этапе ребенок должен
почувствовать, что он способен выразить свои творческие силы, сможет
провести идею и воплотить ее в образе. Дети имеют свои, так сказать,
симпатии в работах, рисуя деревья, людей или дома. Интерес к портрету,
пейзажу уже в раннем возрасте не случаен, он связан с интересом к людям,
эгоцентризмом либо с социальной направленностью, которые начинают
проявляться в ребенке. В республиканской художественной школе учат
реализму, академическому рисунку, так называемому исполнительскому
мастерству. А как наряду с учебными работами делать творческие,
развивать индивидуальность и фантазию? Для этого даются не только
задания на свободную тему, к которой так тяготеют ребята, но и
специальные задания, ставящие ученика в проблемные ситуации, требующие
неординарных решений. Например,
руководитель студии г. Киева О. Н. Левчишина давно практикует такое
задание, как рисунок «на двойку». В студии обстановка приближена к
домашней и дети могут нарисовать на двойку, заведомо, зная, что она
никак не отразится на студийной работе. В школе трудно снять установку
на оценку, на результат. Каждый будет пытаться рисовать как лучше,
видимо, здесь играет роль повышенный уровень мотивации, он и дает сбои в
детском творчестве. Очень трудно
сделать то, чего очень хочешь, в чем сильно заинтересован. Это давно
замечено психологами, которые установили максимальный уровень мотивации,
при котором результат исполним (а превышение его, то есть сила желания
ведет к срыву, либо ухудшению результатов). Почему у многих возникает
страх перед белым листом? Бывает, что и маститые художники пасуют перед
детским творчеством. Детская непосредственность, смелость решений не
исчезают сразу, на нее влияют взрослые. В любом классе или группе есть
дети более знающие, и есть взрослые, указывающие, что такое хорошо и что
такое плохо. Дети 5 – 6-ти лет еще не знают как лучше рисовать, и
поэтому, получив задание нарисовать на двойку, они рисуют великолепно –
здесь и свобода выражения в цвете, и композиционная гармония листа.
Дети, заведомо знающие, как рисовать «правильно», изображают что-то
непонятное. «Работая с детьми, –
отмечает О. Левчишина, – я думаю, как сохранить свободу,
непосредственность ребенка и вместе с тем дать школу. Есть дети, которые
впервые, придя в студию, замечательно передают художественный образ, и
хорошо разбираются в колоре. И задача преподавателя состоит в том, чтобы
бережно отнестись к этому дару, развить его на высоком профессиональном
уровне». Например, приближается Новый
год. К этому празднику дети подготовили выставку праздничных работ. Чего
тут только нет: и Снегурочки с Дедами Морозами, Волки; и Зайцы… Но вот
среди них оригинальная аппликация 7-летнего Максима – змея из
апельсиновой корки. Работа напомнила о серпантине новогоднего карнавала,
о душистых апельсинах в мешке с подарками… Где
же оптимальный уровень раскрепощенности, при котором ребенок способен
свободно оперировать своими понятиями, без навязывания их взрослыми.
Только чувствуя себя свободно и уверенно маленький человек сможет точно и
интересно передавать свое мировосприятие. Вот
работы ученицы республиканской художественной школы Лены К. Девочка все
изображает детально, и совершенно не умеет освободиться от предмета,
который она рисует. Он довлеет над ней со всеми подробностями и работа
как бы рассыпается. Такому ребенку очень трудно давать обычные задания,
здесь необходимы тесты на творчество. Консервативность
мышления может культивироваться родителями. Замечено, что для девочки с
мальчишеским стилем поведения, свойственный более творческий подход к
делу. Это прослеживается и в живописных работах. Девочки с более женским
стилем поведения бывают более пассивными, их творчество направлено на
прикладные работы: вязание, макраме, они тяготеют к монотонии, у них
неплохо получаются узоры, декоративно-прикладные вещи в народном стиле. «Что
такое орнамент? Это переход ритмов (одного в другой), – рассказывает
преподаватель этой школы В. Г. Троценко. – Если у ребенка направленность
на исполнительский, монотонный труд, то даже, уловив общее состояние в
работе, он теряет композицию. Когда мы смотрим на работу, то глаз бегает
по краям картины и, прочитывая настроение, дает цвет. А композиция
руководит, направляет зрителя, чтобы он прочитал идею в холсте. В
композиции же все подчиняется главному». Виктор
Григорьевич дает своим ученикам задания, развивающие ассоциативно
богатое восприятие. Рисуя, дети передают на бумаге разные состояния
своей души или воображают, что может чувствовать герой их картины, или
показывают состояние природы (если пейзаж). Словом, они по-разному
отражают позитивные – негативные эмоции, чувства любви и радости, боли и
страха. Это же задание выполняется в разных геометрических фигурах,
так; одна тема получает неожиданные решения (и композиционные, и
цветовые). Стремясь к разнообразию тем,
дети жалуются: «Надоело рисовать одно и то же. То Киев осенний, то Киев
весенний, иллюстрации к произведениям Леси Украинки и так далее». Удивительно,
конечно, то, что свободная тема заводит ребенка в тупик. Ему кажется:
Киев осенний – что-то определенное, и тему навязали, когда на самом
деле, это – общее обозначение круга пережитых впечатлений. «Нас
всегда учат академическому рисунку, живописи. Вот если бы нам давали
свободные темы…», – говорят ребята, сами того не понимая, что не темы
виноваты в отсутствии творческих работ, а причина состоит в неумении
творчески мыслить. Главное ощущать мир, чувствовать себя поэтом,
настоящим художником, умеющим проникнуть во все явления жизни. Вот этой
творческой воли нет у тех, кто скучает перед поставленной темой,
ограничивая себя своими же стереотипами. Естественно,
исчезновение непосредственности, самовыражения во многом связано с
возрастом. В детстве образы захватывают, восхищают и ребенок, не
задумываясь, переносит их на бумагу. Подростки же стремятся все
анализировать, отражают себя, занимаются самокритикой. Психологи
называют этот возраст шизоидным. Здесь имеют место и стремление к
осознанию себя в космосе, отчуждение, отвлеченные идеи и суждения,
увлечение восточными учениями и так далее. Но вот период отчужденности
проходит. Заметим, что у некоторых он более продолжительный. Специфика
мышления подростка также влияет на творчество, отсюда и стремление к
необычности тем (сюрреализму). Например, 12-летний мальчик рисует череп,
перо, кровь – набор предметов, предполагающих глубокий смысл. Удачи
и неудачи – все переживается ребенком. Бывает так, что наиболее
открытые, доброжелательные дети оказываются беззащитными под
перекрестным огнем одноклассников. Учитель должен знать, кто и как
относится к кому в коллективе, а не только личностные качества ученика,
его работы. Под контролем должны быть особенно конфликтные отношения,
ведь подростки наиболее импульсивны, иначе их жестокость окажется для
нас неожиданностью. Как сказываются конфликты на учебе и творчестве ребят? Ученики республиканской художественной школы определяют это так. «Надо,
чтобы настроение было такое же, как и в картине, которую ты пишешь, –
говорит ученица класса Вита Ш. – А нервозность, раздраженность,
наверное, не помогают в работе. Если точнее, то не знаю». Остальные
ребята заспорили, начали говорить о конкурсе красоты, ведь недавно
девочка из их школы вошла в число красавиц, участвовавших во всесоюзном
конкурсе. Кто-то был за, кто-то – против. Подростки
уже умеют скрывать свои переживания, многие в этом возрасте тайно пишут
стихи, ведут дневник. Ранимость, обидчивость, боязнь насмешки –
наиболее свойственны им. Преподаватель играет главную роль в создании
обстановки взаимодоверия, понимания, терпимости к недостаткам
окружающих, обращении энергии на творческий процесс. Пусть
фантазии ребенка отразятся в его работах, а не в выяснении отношений с
родителями и сверстниками. Особенно это касается возбудимых, агрессивных
детей. В таких случаях не надо опасаться смены увлечений от спорта до
музыки, в конце концов ребенок найдет свое. Не нужна также жесткая
ранняя специализация, она может вызвать формальное отношение даже к
самому интересному делу. Авторитет и личный пример часто сказываются
намного сильнее, чем абстрактные советы и нравоучения. У школьников уже
выработался иммунитет на «неинтересное» и тема является ограничителем,
вызывающим скуку и равнодушие. Почему? Как преодолеть это понимание?
Причина кроется в нехудожественном, необразном мышлении. Мышление бывает
предметное, фундаментальное, стереотипное, которое непосредственно
отражается на речи, литературно-художественных возможностях. Мы
провели следующий эксперимент. Ученикам было предложено написать о
столе. Вот что ответили ребята, обращающие внимание только на функции
этого предмета и воспринимающие его чисто прагматически. «Стол – это
вещь, на которой можно заниматься разнообразными делами. Столы бывают
письменные, кухонные и так далее». Еще
одно сочинение: «Столы делают разные: высокие и низкие; деревянные и
металлические, рабочие, столовые, письменные и каждый стол имеет свое
место и назначение». А вот и такое
объяснение: «Это такой предмет, без которого нельзя обойтись ни на
работе, ни в хозяйстве. На работе за столом надо работать, дома –
принимать гостей, готовить обед». Грустно
читать такие сочинения. В то время как художественное, творческое
отношение к предмету подразумевает ощущение мелодии или запаха. Словом,
имеется в виду то бесконечное удивление, которое способно вылиться ярко и
образно. Как возникает тупик? Перед ребенком – пейзаж. Все обычно:
дерево, небо, солнце, песок, их надо изобразить реалистично, правильно. А
сопереживания образа, тем более метафоры, нет. Вот и получаются
однообразные пейзажи в стиле такого-то (Репина, Левитана…). Писать можно
на любую тему, но «тема» обязательно должна пройти через душу ребенка.
Приведем наиболее удачные сочинения на ту же тему.
|