Цель: познакомить с величайшим богатством
русской народной культуры – сказками.
Задачи:
- учить узнавать отдельные сказки по характерным
признакам;
- активизировать речь, обогащать словарный запас:
научить подбирать слова, определяющие качества
героев;
- воспитывать доброжелательное отношение к
героям сказок и друг к другу.
ХОД УРОКА
Звучит музыка песни "В гостях у сказки”. Дети
заходят в группу, встают полукругом.
На экране демонстрируются фрагменты русских
народных сказок.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы отправимся в удивительное
путешествие туда, где сказки по земле ходят, где
Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван
Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки
молодильные растут.
Ребята:
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
Ребята:
И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
Ребята:
В сказке солнышко горит, справедливость в ней
царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
Дети исполняют песню "Чудо-сказки”,
рассаживаются на стульчики.
Ребята:
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет,
Русская народная, но доселе модная!
Ребята:
"Колобок” и "Теремок” - сказочки нескучные,
А еще народ придумал сказочки "докучные”.
Воспитатель: Дети, а что такое "докучные”
сказки? (Ответы детей)
Правильно, это та сказка, которую без умолку
рассказывать можно.
Вот и расскажем:
Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочало,
Начинай сначала! (Повторяют 1-2 ребенка)
Интонационное упражнение: "докучную”
сказку рассказать спокойно, как сплетню,
причитание, интонацией глашатая, как страшную
сказку и т.д.
Воспитатель:
Жили-были два павлина – вот и сказки половина,
Жили-были два гуся – вот и сказка эта вся!
Но ведь есть и другие? Русский народ собрал в
свою копилку множество чудесных сказок. Назовите
сказки, которые вам знакомы. (Дети называют)
Воспитатель:
Сказок много есть на свете, все их очень любят
дети.
А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.
(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг
другу, выручать из беды и т.д.)
Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам
новую сказку. Слушайте внимательно и
постарайтесь отгадать её название.
"Салат из сказок”
- Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба.
Говорит дед бабе: "Испеки мне, баба, колобок, а я
пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в
амбар, наскребла наскребла две горсти муки и
испекла Репку. Катится репка по дорожке, а
навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и
говорит: "Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она
отвечает: " Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои
три желания исполню.
Только скажи: "По щучьему веленью, по моему
хотенью”. Желание исполнилось: вырос цветик –
семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на
ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке –
золотой ключик от чердака Карлсона, который
живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал
молодец!
Воспитатель: Понравилась вам сказка? А вы её
узнали? Давайте вспомним героев, которые
встретились нам в "новой” сказке (дети называют
героев). Скажите, из каких известных вам сказок
они к нам пришли? (Дети называют сказки: "Курочка
Ряба”, "Колобок”, "Волк и лиса”, "Репка”,
"Баба Яга”, "Красная Шапочка”, "По щучьему
веленью”, "Цветик – семицветик”,
"Дюймовочка”, "Золушка”, " Золотой ключик”,
"Карлсон, который живет на крыше”)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, а в сказках
все ли герои добрые и отзывчивые? Я предлагаю
поиграть в игру. В этом волшебном узелке
спрятались персонажи различных сказок, вы должны
определить какие из них хорошие, добрые, а какие
злые. Для этого давайте сделаем большой круг.
Если из узелка вы достанете доброго героя, то
остаетесь стоять в большом кругу, но, если вы
достанете злого героя, то выходите в середину
круга.
Игра "Волшебный узелок”
Дети по очереди достают картинки и называют
персонаж, определяют, чем он плох или хорош. В
итоге получается два круга большой и маленький.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, какие
герои встречаются в сказках чаще хорошие или
плохие? Вы хотели бы дружить с этими героями?
(Ответы детей). Я думаю, что они не такие уж плохие,
а очень несчастные, потому что у них совсем нет
друзей, и, наверное, им очень хотелось бы с кем-то
подружиться. Как известно, в сказках происходят
разные чудеса. И вот сегодня такое чудо случилось
– они пришли к нам в гости. Как вы думаете, нужно
нам их выслушать? Они пришли к нам за помощью,
может мы все-таки их выслушаем и примем в свой
дружный коллектив. Тогда встречаем!
Игра "Театр эстрады”
Заходят дети переодетые в костюмы и поют
куплеты на мотив песни В. Шаинского "Чебурашка”.
Баба Яга:
Вы помните, ребята, была я злой когда-то,
Но с вами подружилась, и что произошло?
Я стала очень доброй, застенчивой и модной,
И вам теперь, родные, спасибо говорю!
Бармалей:
Я грубый был и вредный, не слушал я советы,
Но есть счастливый случай – попал я в детский
сад.
Мне объяснили дети, что есть добро на свете,
И что с друзьями вместе в жизни веселей.
Федора:
А я была грязнуля, сбежали все кастрюли,
Тарелки и стаканы, и самовар ушел,
Теперь я аккуратна, опрятна и приятна,
Все чистотой сияет, ребята, вам поклон!
Кощей:
Костлявый старикашка, не видел в жизни счастья,
И на всем белом свете я не имел друзей.
Меня вы обогрели, обули и одели,
И среди вас, ребята, я отыскал друзей!
Шапокляк:
Я вредная старушка, есть у меня подружка,
Она мне помогает, но это все не то.
Хочу дружить я с вами, исправлюсь - обещаю,
И буду делать людям всегда только добро!
Водяной:
Живу один в болоте, поговорить охота,
Но квакают лягушки, о чем и не пойму.
Хочу найти я друга, Алешу или Люду,
Меня к себе возьмите, очень вас прошу!
Вместе:
Мы все теперь другие, отважные шальные.
И победили дружба, тепло и красота.
Вы нас теперь простите, в свою семью примите,
Мы будем желать людям всегда только добра.
Воспитатель: Дети, как вы считаете, можем мы
принять их в свою дружную семью? (Герои
рассаживаются на стульчики вместе с детьми)
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный помоги в пути.
Мальчик Чиполлино, мишка Вини-Пух…
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
- И чтобы добро действительно побеждало зло, я
предлагаю собрать большое-большое сердце
доброты.
Игра "Сердце доброты”
Дети вырезают детали из бумаги, складывают их
вместе, типа "пазлы”, наклеивают, получается
большое сердце.
Воспитатель: Посмотрите, у нас теперь есть
сердце доброты. Оно будет посылать нам свое
тепло, желать добра и помогать хорошо заниматься.
Приложите руки к груди и послушайте, как добро
проникает в вас, входит в вашу грудь, в вашу душу.
Поместите в свое сердце как можно больше добра, и
вы всегда будете счастливы, потому что рядом с
вами всегда будут верные и надежные друзья.
Дети исполняют песню кота Леопольда "Если
добрый ты…”.
|