Согласно «Программе воспитания и обучения в
детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С.
Комаровой предполагается формировать у детей шестого года жизни интерес к
своей родословной. Этапы работы в этом направлении можно представить в
виде следующей схемы. Этапы работы, направленной на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родословной Приступая
к работе с детьми 6–7 лет, педагогам необходимо иметь четкие научно
обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать
составить свою собственную родословную. Личный опыт составления
родословной поможет воспитателю заинтересовать этой деятельностью
родителей, членов семей воспитанников. Целесообразно подготовить серию
консультаций для родителей: «Родословная – традиция российской
культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др.
Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению
родословной. Ознакомление дошкольников с семьей как явлением
общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для
разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями
воспитанников. В младшей и средней возрастных группах таким проектом
может стать составление семейного альбома дома и в группе. Помимо
материалов консультаций по теории и истории генеалогии можно предложить
родителям памятку по составлению родословной, включающую эскизы
возможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно
включать цели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной
целью является воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье. Важно
обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что
составление родословной служит сплочению членов семьи, создает
благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального
развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию
гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать
продолжателями лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве
закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью
своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего в
себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. Работа
по составлению своей родословной в детском саду нужна также для
обеспечения преемственности со школьным обучением, поскольку программы
предмета «Окружающий мир» для начальной школы содержат задачи
ознакомления детей с родословной. Если интерес к поиску своих корней
появился в семье, то уже в школе ребенок может самостоятельно или
совместно с родителями составить свою родословную, включающую шесть или
семь поколений. Поскольку проект
подразумевает совместную деятельность детей и родителей, необходимо
учитывать возрастные и психологические особенности дошкольников. Вряд ли
ребенка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы – необходим
привлекательный образ. Используя принцип построения таблиц восходящего
родства, воспитатели детских садов Московской области предложили
интересные идеи для их оформления. Радуга – образ семьи, объединяющий
яркие индивидуальности и включающий семь поколений, возник на основе
круговой родословной таблицы (рис. 2). Гроздь винограда – это не
только таблица восходящего родства, но и образ дружной, сплоченной семьи
(рис. 3). Очень важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись
поколения людей, составляющих род. В качестве одного из вариантов можно
предложить рисунок семейного или родословного древа (рис. 4). Наличие
эскизов способствует не только развитию у ребят интереса к истории
своей семьи, но и пробуждает творчество при оформлении родословной
таблицы. Нередко родители не ограничиваются тремя поколениями, включая
четыре поколения (дети, родители, бабушки и дедушки, прабабушки и
прадедушки) или даже более, используя эскизы, предложенные воспитателем
ими, создавая свои оригинальные образы. Родителей можно также познакомить с некоторыми терминами, которые воспитатель использует в работе с детьми. Родословная — это
история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках. О
своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком.
Ребенок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и
членом своего рода, даже нескольких родов. Род — родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка. Предки — люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек). Поколение — люди,
родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста.
Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения. Обычай — привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции. Традиции — обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Практика
работы показала, что семейных проектов, к сожалению, недостаточно для
ознакомления детей 5–7 лет с родословной. Несмотря на всю их ценность и
значимость для интеллектуального и нравственного развития ребенка,
проекты лишь создают необходимую базу, обязательные условия для
последующей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения,
обеспечивают преемственность в воспитании между семьей и детским садом. Основным
недостатком семейного проекта по составлению родословной является то,
что далеко не все родители одинаково серьезно относятся к рекомендациям
воспитателя. Многие, к сожалению, не считают нужными беседы о
родственных отношениях; не все ответственно подходят к составлению
родословной вместе со своим ребенком. Результаты семейных проектов, их
педагогический потенциал ограничиваются рамками семейного воспитания и
лишь в редких случаях могут быть использованы в процессе
воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для того чтобы
использовать результаты подобного проекта на занятиях в детском саду,
все семьи должны выполнить родословный рисунок. Ребенок, который такого
рисунка не имеет, рискует получить психологическую травму. Таким
образом, работа по составлению родословной в детском саду состоит из
двух этапов. В старшей группе осуществляется первый этап, предполагающий
совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного
воспитания при активной поддержке дошкольного образовательного
учреждения. На втором этапе, в подготовительной к школе группе, ребенок
выполняет творческую работу – самостоятельно создает образ своей семьи. |