К концу учебного года дети могут: • знать свое отчество, имена и отчества родителей, дедушек и бабушек; • иметь представления о родственных отношениях; • иметь элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции; • иметь представления о родословной как истории семьи и народной традиции, характерной для народов России; • проявлять уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, помогать им; • понимать, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его; • иметь
волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать
препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные
нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Рекомендации для родителей: Напоминать
ребенку дату его рождения и даты рождения членов их семьи. Рассказывать
об увлечениях родных, знакомить с их интересами. Беседовать о
профессиях взрослых членов семьи, об их трудовых достижениях.
Рассматривать семейные альбомы с фотографиями. Познакомить ребенка с
семейными преданиями, интересными судьбами родственников, случаями из
жизни. Хранить и показывать ребенку почетные грамоты, военные ордена и
медали дедов и отцов, награды и памятные знаки, имеющиеся у членов
семьи. Задания для детей: 1. Интервью
для телевидения детского сада «Что такое семья и зачем она нужна».
Такую диагностику можно провести в начале учебного года, записав
индивидуальные ответы детей на видеокамеру. Желательно, чтобы дети не
слышали ответы друг друга и не могли рассказать остальным, о чем их
спрашивали. Видеозапись помогает оценить знания детей о семье и может
быть использована на занятии, посвященном обобщению и закреплению
представлений о семье. 2. Используя
наглядные материалы (родословные, составленные совместно детьми и
родителями, образы семьи, созданные детьми, иллюстрации пособия
«Славянская семья: родство и занятия», фотографии из семейного альбома),
показать и рассказать на элементарном уровне: о том, что такое
родословная; о традициях своей семьи; о старинных традициях народов
России; о семейных поколениях. Таблица 10 Критерии оценки Таблица 11 Примерные уровни оценки Примерная характеристика уровней знаний Ниже среднего Называет
свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова,
обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра сын,
дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница. Может
проявлять эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к
окружающим людям; имеет представления о том, что взрослым нужно
помогать. Понимает некоторые родственные отношения. Средний Уверенно
называет свои имя и фамилию; знает имена и отчества родителей, бабушек и
дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители,
бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя,
племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка,
прабабушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж,
жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя,
тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка – это
родители мамы или папы. Проявляет эмоциональную отзывчивость на
состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать, уважительное
отношение к окружающим людям. Проявляет свою заботу о родных и близких,
помогая им, выполняя свои домашние обязанности. Имеет элементарные
представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей
и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Проявляет интерес к
истории своей семьи и ее традициям. Высокий Уверенно
называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и
отчества бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама,
папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка,
дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра,
прабабушка, прадедушка. Понимает родственные отношения: мама, папа,
родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук,
внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и
дедушка – это родители мамы или папы, дядя или тетя – брат или сестра
его мамы или папы. Понимает, что прадедушка и прабабушка – это родители
дедушки и бабушки. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние
близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Имеет представления о
том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Проявляет свою заботу
о родных и близких, помогает им, выполняет свои домашние обязанности.
Старается радовать старших своими хорошими поступками. Старается
проявлять волевые качества. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее
традициям. Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих
родителей. Имеет элементарные представления о том, что такое семья
(семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и
сестер). Имеет элементарные представления о том, что родословная – это
история семьи, рассказ о своей семье. |