К концу учебного года дети могут: • знать имена и отчества родителей, называть имена и отчества дедушек и бабушек; • иметь элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции; • знать
и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка,
дедушка, муж, жена, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя,
племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра); • понимать
родственные отношения: дети – родители (мама, папа – сын, дочь, бабушка
и дедушка – родители мамы или папы ребенка), бабушка и дедушка – внук,
внучка, брат-сестра (дядя или тетя – брат или сестра мамы или папы); • иметь интерес к истории своей семьи и ее традициям. • уважительно относиться к окружающим (к родным и близким); • радовать старших своими хорошими поступками; • выполнять постоянные обязанности по дому; • уважительно относиться к труду и занятиям членов семьи. Рекомендации для родителей: • рассматривать
с ребенком фотографии родственников, помогать находить внешнее сходство
с родителями и другими родственниками (цвет волос, цвет глаз).
Рассказывать о своей работе, объяснять, где работают члены семьи, как
важен их труд для всех людей. • знакомить ребенка с семейными традициями, привлекать к посильному участию в подготовке семейных праздников. Задания для детей: 1. Используя
дидактические наглядные материалы (карточки, на которых изображены
члены отвлеченной, идеальной модели семьи, фотографии из семейных
альбомов детей), назвать слова, обозначающие родство, объяснить
родственные отношения. С этой целью
можно использовать дидактические упражнения «Семейный хоровод», «Где-то в
шумном городе», которые знакомы ребятам со средней группы. 2. Опираясь
на наглядные материалы (иллюстрации, репродукции картин, фотографии
членов своей семьи), постараться ответить на вопрос: «Что такое семья?» 3. С
помощью фотографий из семейного альбома рассказать о членах своей
семьи, назвать имена и отчества взрослых (папы, мамы, бабушек и
дедушек), братьев и сестер. В процессе
индивидуальных бесед, а также наблюдений в ходе занятий и игр необходимо
обращать внимание на наличие у детей интереса к семейным традициям,
профессиям их родных. Ситуации для обсуждения. Чем
ты можешь порадовать своих родных: в обычные дни, в повседневной жизни;
в праздничный день; когда кому-нибудь из твоих родных нездоровиться или
он чем-либо расстроен (грустит, сердится). Таблица 8 Критерии оценки Таблица 9 Примерные уровни оценки Примерная характеристика уровней знаний Ниже среднего Называет
свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова,
обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра сын,
дочь, внук, внучка, муж, жена. Может проявлять эмоциональную
отзывчивость; имеет представления о том, что взрослым нужно помогать.
Понимает некоторые родственные отношения. Средний Уверенно
называет свое имя, свою фамилию. Знает имена и отчества родителей.
Называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство:
мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын. дочь, внук,
внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает родственные
отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат,
сестра, сын, дочь, внук, внучка. Понимает, что бабушка и дедушка – это
родители мамы или папы. Проявляет эмоциональную отзывчивость на
состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать; проявляет
заботу, помогает им, выполняет домашние обязанности. Высокий Уверенно
называет свое имя и свою фамилию, имена и отчества родителей, имена и
отчества бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама,
папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка,
дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра.
Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена,
бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка. Понимает, что
бабушка и дедушка – это родители мамы или папы, дядя или тетя – брат или
сестра его родителей. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние
близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Имеет представления о
том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Проявляет свою заботу
о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности.
Старается радовать старших своими хорошими поступками. Проявляет интерес
к истории своей семьи и ее традициям. Проявляет интерес к
профессиональной деятельности своих родителей. Имеет элементарные
представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей
и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). |