Семья – это первый социальный институт, с
которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К
сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в
специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если
ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в
повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления
дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э.К. Суслова и др.
подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к
родному дому и своей семье. Эти задачи входят в сферу нравственного
воспитания. Известно, что природа
человека двойственна и сочетает в себе как врожденные биологические, так
и социальные, формирующиеся в течение всей жизни под воздействием
общественной среды, компоненты. Чувство защищенности, потребность и
желание иметь дом и родителей, которые всегда накормят, пожалеют,
присущи человеку от рождения. Необходимо учить ребенка любить своих
родителей с первых лет его жизни, поскольку эти качества не являются
врожденными и не возникают сами собой. Исследователи отмечают, что у
младших школьников преобладает потребительское отношение к родителям. В
детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия
ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне
купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен
понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в
сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют
социальные и нравственные качества, то биологически врожденные
потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к
окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом. В традиционной
культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки и дедушки,
старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к
родителям, заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только брать,
но и отдавать, быть внимательным к своим близким, замечать их состояние,
сострадать. Сегодня зачастую некому обратить на это внимание ребенка в
силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний,
сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих проблем должны
более активно подключаться образовательные учреждения. Необходимо
воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к
родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и
маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в
семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить
свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение,
заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок
может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер,
чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь,
включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких. Компонент
интеллектуального развития или умственного воспитания предполагает
формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении
общественной жизни; о составе семьи, об отношениях родства; обогащение
словарного запаса, характеризующего семейные и родственные отношения;
развитие умения оперировать словами, обозначающими родство. Представления
детей о семье можно формировать на примере идеальной обобщенной модели
семьи. Это может быть игровая модель семьи, возникающая в ходе
сюжетно-ролевой игры «Семья», кукольная модель семьи, а также персонажи,
изображенные на рисунках из наглядно-дидактических пособий,
репродукциях семейных портретов. Демонстрационный материал для
фронтальных занятий «Семья» позволяет описать современную модель
семьи, а пособие «Славянская семья: родство и занятия» помогает
рассказать о том, какими были семьи в старину, познакомить детей с
моделью семьи, отнесенной в прошлое. Диагностику
знаний и представлений детей, используя вопросы и задания,
целесообразно проводить 2 или 3 раза в год, например, в начале, в
середине и в конце учебного года. Как правило, такая диагностика
проводится в форме индивидуальной беседы с ребенком. Помимо специально
проводимой диагностики важную роль в оценке знаний и представлений
дошкольников о явлениях общественной жизни играют наблюдения за детьми в
процессе игровой деятельности, занятий, выполнения трудовых поручений и
т. п. |