Нравственное воспитание: • продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким); • воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками; • продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому; • воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи. Умственное воспитание: • расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции); • формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра); • закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек; • закреплять знание домашнего адреса; • воспитывать интерес к своей родословной; • формировать представления о семейных традициях. Детей
шестого года жизни, на наш взгляд, еще рано знакомить с родословной, но
работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно,
рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует
уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о
родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с
родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и
дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с
традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим,
важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей
играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями
художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру
семейного портрета. Примерная тематика работы на занятиях и вне занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
Примерная тематика занятий по изобразительной деятельности Художественная литература, используемая в работе с детьми: Заучивание стихотворений: Я. Аким «Моя родня», Т. Бокова «Папа», Т. Шорыгина «Дедушка». Чтение
литературных произведений детям: С. Баруздин «Мамина работа», Р.
Гамзатов «Мой дедушка», В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», Н. Носов
«И я помогаю», Э. Машковская «Про бабушку», В. Осеева «Сыновья». Рассказывание: В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Ш. Перро «Красная шапочка», Т. Шорыгина «Родные вещи». Игры-драматизации
по мотивам литературных произведений: Г. Шалаева «Как вести себя у
бабушки и дедушки», В. Осеева «Обычная старушка». Основную работу по
ознакомлению с родословной целесообразно проводить в подготовительной к
школе группе. На этом этапе у детей формируется элементарное
представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной,
уважение к предкам – это традиция, издавна существовавшая у народов
России. Объяснить эти сложные понятия помогает использование модели
семьи, отнесенной в прошлое. |