Задачи. Формировать элементарные
представления о семье как о явлении общественной жизни; знакомить детей
со словами, обозначающими родство (мама, папа, бабушка, дедушка, дочь,
сын, внук, внучка); воспитывать любовь и уважение к родным; развивать
эмоциональную отзывчивость, мышление, речь. Материалы. Плоскостные изображения сказочного дома – теремка; членов семьи: мальчика Вани, мамы, папы, дедушки и бабушки, брата и сестры. Ход занятия Воспитатель
помещает изображение сказочного дома на мольберт и начинает рассказ: «В
одной волшебной стране, в сказочном городе стоит чудесный теремок, а
живет в нем мальчик Ванечка. (Выставляет на мольберте плоскостное
изображение мальчика.) Ребята, как вы думаете, хорошо ли Ване живется в
теремке? (Хорошо.) Дом большой, а мальчик Ваня еще маленький, неужели он там один живет? (Конечно нет.) А кто еще живет в тереме? Давайте подумаем. У Ванечки, наверное, есть родные. Кто это? (У Вани есть мама и папа.) (Воспитатель
предлагает ребятам прикрепить к мольберту изображения мамы и папы.)
Мальчик Ваня живет не один, с ним живут его родители, его мама и папа. У
Вани есть мама. Давайте подумаем, какой она может быть? Какие ваши
мамы? (Добрая, ласковая, заботливая.) У Вани есть папа. Как вы думаете, какой у Вани папа? (Добрый, заботливый.) Мама и папа – это родители Вани. А мальчик Ваня кто им, как вы думаете? (Ваня их сын.) Кто еще, по вашему мнению, может жить вместе с Ваней и его родителями? (Бабушка и дедушка.) А для них кто мальчик Ваня? Кем он им приходится? (Ваня для своих бабушки и дедушки внук.) (Воспитатель
просит ребят прикрепить к мольберту изображения дедушки и бабушки.) Вот
как много людей живет в сказочном теремке, все они родные друг другу.
Мы узнали, что у Вани много родных: родители – мама и папа, бабушка,
дедушка». Физкультминутка Пальчиковая гимнастика сопровождается русской народной потешкой: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папенька, Этот пальчик – маменька, Этот пальчик – наш малыш, Наш малыш! Зовут его Ванюша!
Воспитатель спрашивает у детей: «Кто еще из родных может жить с Ваней в теремке?» (Братья и сестры.) Объясняет,
что у мальчика Вани есть старший брат и младшая сестра. Предлагает
ребятам прикрепить их изображения к мольберту и говорит: «Как хорошо
теперь живется в сказочном теремке, как много у Вани родных. Все любят
друг друга, заботятся друг о друге, взрослые играют с детьми, а дети
помогают взрослым. Как мы можем назвать всех этих людей: детей, их
родителей, дедушку и бабушку? (Это – семья. Все эти люди – члены семьи, родные.) Давайте вспомним, кто это, кем они приходятся друг другу. Кто Ваня для своих мамы и папы? (Сын.) А кем приходится им сестра Вани? (Она их дочь.) А кто для родителей Вани его брат? (Их сын.) У родителей Вани трое детей – двое сыновей и одна дочь. А кем приходятся эти дети бабушке и дедушке? (Они их внуки. Сестра Вани – внучка, а Ваня с братом – внуки.)» Воспитатель
подводит итоги занятия: «У нас у всех тоже есть семьи. Вы для своих
родителей сыновья и дочери, для бабушек и дедушек – внуки и внучки. У
некоторых из вас есть, как и у Вани, братья или сестры, для которых вы
тоже брат или сестра. |