Задачи. Закреплять представления детей о
составе семьи и родственных отношениях; воспитывать любовь и уважение к
своим родным; развивать мышление, речь. Материалы. Плоскостные
изображения членов семьи дедушки, иллюстрирующие прибаутку: дедушка
Егор, бабушка Арина, дядюшка Василий, тетушка Варвара, Ванюша,
Настасьюшка, Никитушка. Ход занятия Воспитатель обращает внимание детей на плоскостные изображения, размещенные на доске или мольберте и предлагает вспомнить забавную народную прибаутку: Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена – на коровке, Дети – на телятах, Внуки – на козлятках.
Задает ребятам вопросы: «У дедушки Егора большая семья? (Да, большая.) Как вы думаете, что такое семья? (Семья – это дедушки, бабушки, папа, мама, дети.) У вас есть дедушки? Подумайте и расскажите нам, какие они? (Дедушки старшие в семье по возрасту, они много знают, многое умеют, много делают для членов своей семьи.) У меня есть дедушка, Как зима, седой. У меня есть дедушка С белой бородой. Мне на все мой дедушка Может дать ответ. И не стар мой дедушка, Хоть ему сто лет! Р. Гамзатов
Дедушек
нужно любить, уважать, помогать им во всем. Очень важно проявлять
внимание, заботу ко всем старшим, особенно к пожилым людям, и к своим
родным, и к соседям, и даже к незнакомым, ведь они тоже чьи-то дедушки». Воспитатель читает фрагменты стихотворения Е. Благининой «Наш дедушка»: Наш дедушка не любит тени, Он любит солнышко, тепло. Дрожат у старого колени, Ходить бедняге тяжело. Но без него мы жить не можем, Он нам как будто бы родной. Он выйдет – мы ему поможем Поставить стульчик раскладной.
Спрашивает: «Как вы думаете, кто жена дедушки? (Жена дедушки – бабушка.) Какие они, ваши бабушки? (Заботливые, добрые, они, как и дедушки, много знают и умеют, много делают для всех членов семьи.) Бабушка-забота Если внуки веселы — Бабушка подавно: – Ишь распелись, как щеглы, До чего же славно! Если внуки есть хотят — Бабушке отрада: – Пусть сидят, пусть едят, Подрастать им надо! Если внуки вышли в сад — Бабушка в тревоге: – Ну как дождь, либо град. Ведь промочат ноги! Если внуки спать легли — Бабушка не дышит: – Баю-баю, люли, Тише, тише, тише! …Чистота, тишина, Теплота. Дремота. Вот какая она — Бабушка-забота! Ну, а вы? Каковы? Как там с бабушкой вы? Е. Благинина У вас, ребята, тоже есть дедушки и бабушки. Кто вы для них? Кем вы им приходитесь? (Внуками и внучками.) Как нужно относиться к своим бабушкам? (Бабушек нужно любить, уважать, помогать им, проявлять к ним внимание, заботу.) Любовь
и уважение детей к бабушкам и дедушкам проявляется в том, что внуки их
слушаются, уважительно разговаривают с ними, стараются им помочь. Если
дедушка и бабушка живут отдельно, то нужно звонить им по телефону, чтобы
они знали, что их внуки помнят о них и любят их». Физкультминутка Подвижная игра проводится под мелодию народной песенки или сопровождается потешкой «Ладушки». Воспитатель
предлагает ребятам еще раз внимательно рассмотреть персонажей
прибаутки: дедушку Егора, его жену, его детей и внуков. Говорит: «Эта
семья пришла к нам в гости из сказки. В этой семье есть дети – Ваня,
Никита и Настя, есть взрослые – молодые и пожилые. Когда мы видим
молодых взрослых, мы говорим о них обычно, что это дядя или тетя, а
пожилых людей называем дедушка или бабушка, хотя они и не наши родные.
Из сказки к нам пришли дедушка Егор с бабушкой Ариной – это пожилые
люди. Дядя Василий и тетя Варвара – это взрослые люди. Ваня, Настя и
Никита их дети. Большая семья у дедушки Егора, нелегко разобраться, кто
же в этой семье кому кем приходится. Давайте попробуем это выяснить. У
дедушки Егора есть внуки, такие же ребята, как и вы. (Воспитатель
предлагает одному из ребят показать внуков, а другому – детей дедушки
Егора.) Подумайте, кто же дети дедушки Егора? (Дети дедушки Егора – это дядя Василий и тетя Варвара.) Дядя Василий – это сын дедушки Егора. Кто же для дяди Василия дедушка Егор? (Он его отец, его папа.) А бабушка Арина кем приходится дяде Василию? (Она его мама.) А кто же для дяди Василия тетя Варвара? (Она его жена.) Кем приходятся дяде Василию и тете Варваре ребятишки – Ваня, Настя и Никита?» (Они их дети, сыновья и дочь.) Воспитатель объясняет ребятам, что не только у них есть родители – мама и папа, но у их мамы и папы тоже есть родители. В заключение занятия педагог и дети хором повторяют прибаутку «Из-за леса, из-за гор». |